Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Археологические памятники
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 

Раздорский этнографический музей-заповедник: история создания, настоящее, перспективы

Пономарёва Л.К.
Раздорский этнографический музей-заповедник

Официальная дата образования Раздорского этнографического музея-заповедника – 25 февраля 1988 года, когда вышло соответствующее постановление Совета Министров РСФСР. Согласно учредительным документам, в состав музея-заповедника вошли: станица Раздорская с соседними хуторами Пухляковский и Каныгин, прилегающие ландшафты правого и левого берегов Дона, острова Поречный и Гостевой. В предварительно обозначенных границах площадь музея-заповедника составляла 3,65 тыс. га, при этом статус земель заповедника долгое время оставался неопределённым.

Почему именно в Раздорской был создан единственный в регионе этнографический музей-заповедник? Ни возраст станицы (более 250 лет), ни известный факт существования в XVI–XVII веках в окрестностях станицы старинного казачьего городка не являлись сами по себе чем-то исключительным. Главное заключалось в том, что для этой территории уже существовал солидный объём научных исследований: были сделаны важные археологические открытия, интересные палеонтологические находки, проведены изыскания в области искусствоведения, военной истории, этнографии. Более того, была определена тематика дальнейших исследований в самых разных областях знаний.

Всё это стало возможным благодаря учителю раздорской средней школы Леониду Тимофеевичу Агаркову. В одном человеке удивительно сочетались таланты исследователя, организатора, педагога: он ясно видел проблему, пути её решения и умел не просто заинтересовать, а зажечь этим своих учеников. Именно во время школьных поисковых экспедиций было обнаружено неолитическое поселение «Ракушечный Яр», в результате чего в археологической науке появился термин «Ракушечно-ярская культура»; открыты новые страницы в изучении творчества В.И.Сурикова. Эти примеры можно продолжать.

Сборы ученических отрядов составили основу экспозиций сначала школьного музея – в 2003 году ему исполнилось 50 лет – а затем «народного» музея в станице Раздорской. Фонды его насчитывали более 10 тысяч предметов столь высокого уровня, что они полностью вошли в собрание Раздорского музея-заповедника, а наиболее ценные из них (до создания РЭМЗ) были переданы в государственные музеи Новочеркасска и Старочеркасской.

Настоящую «базу данных», говоря современным языком, представляют собой материалы, собранные в десятках тематических папок, составляющих архив Л.Т.Агаркова, хранящийся в фондах музея. Хотя точнее было бы сказать «работающий в музее». И сейчас, спустя десятки лет, не выходя за пределы материалов «агарковских папок», можно выстраивать музейную работу. Это касается экспозиций экскурсий и маршрутов, экскурсионных текстов, акций и мероприятий. Многое из того, что Л.Т.Агарков начинал, подхватили другие люди, которые далеко не всегда вспоминают, по чьим стопам они идут.

Сейчас стало особенно очевидным, насколько деятельность Л.Т.Агаркова была обращена в будущее. Это было определено уже самой схемой (если это слово уместно здесь), по которой строилась поисковая и исследовательская работа со школьниками. Сначала учитель раскрывал перед учениками суть проблемы, затем шла кропотливая работа по сбору всей известной информации по теме. Только после этого, будучи достаточно подготовленными, краеведы обращались к учёным, специалистам в данной области. А дальше начинались серьёзные исследования на уровне ведущих научных центров страны, в которых школьники принимали непосредственное участие. Ученики раздорской школы работали на раскопках вместе с учёными Ленинградского, Московского, Мурманского, Ростовского университетов. Достижения учеников Л.Т.Агаркова в изучении творчества Сурикова отмечала внучка художника, знаменитая Наталья Кончаловская. Со своим учителем школьники 50–60-х годов восстанавливали страницы военной истории: в Книгу Памяти были вписаны имена солдат, оборонявших раздорскую переправу в июле 1942 года, и участников освобождения станицы в январе-феврале 1943 года, многое было сделано для увековечения памяти Героя Советского Союза Э.Деликова.

Кроме научных открытий и находок нужно отметить ещё один результат исследовательской работы с детьми: возникла целая плеяда «агарковцев», тех, кто когда-то работал в школьных поисковых отрядах. Стали ли они докторами и кандидатами наук или просто профессионалами каждый в своём деле, их всех отличают качества, унаследованные от учителя: постоянное стремление к новым знаниям и безупречная честность.

Возвращаясь к истории создания РЭМЗ, нужно сказать, что накопленная научная информация послужила доказательством значимости территории, что и вызвало к жизни идею организации музея-заповедника. Инициативная группа, состоявшая в основном из коренных раздорцев, обратилась за поддержкой к писателю Анатолию Калинину. Авторитет А.В.Калинина, научное обоснование, написанное Л.Т.Агарковым, помноженные на энергию общественности, сделали своё дело: был создан государственный музей-заповедник; в его рамках проводились дальнейшие исследования территории. В это время значительно расширилась тематика научных исследований. Притом что продолжались археологические раскопки, был собран обширный ботанический и зоологический материал. От краеведов «эстафету» этнографических исследований приняли учёные-филологи и искусствоведы.

Сложившийся комплексный подход к изучению исторической территории музея-заповедника как единого целого, природная и культурная составляющие которого дополняют друг друга, оказался в русле современных представлений о наследии, его изучении в целях сохранения и использования. В документах ЮНЕСКО, материалах конференций по проблемам сохранения наследия, проходивших в последние годы в нашей стране, особое значение придаётся выделению территориально выраженных смешанных (культурных и природных) объектов наследия: культурных ландшафтов. Выделение культурного ландшафта РЭМЗ находится в соответствии сразу с двумя подходами к ландшафту как к объекту наследия. Во-первых, территория музея-заповедника может рассматриваться в качестве среды обитания уникальной этно-культурной общности – донского казачества, с сохранившимися чертами как традиционного природопользования, так и духовной культуры. Во-вторых, территория РЭМЗ – пример так называемого ассоциативного ландшафта с чертами сакральности, связанного с местом нахождения Раздорского городка – 1-го войскового центра казачества на Дону в XVI-XVII веках, затем ставшего местом ежегодного обряда поминания казаками предков – «прародителей древнего городка Раздоры», а также с историческим событием, получившим название «раздорского осадного сидения» в июне 1643 года.

Исследования, проведённые на территории музея-заповедника за последние пятьдесят лет, позволяют определить положение этого объекта наследия в ряду других, перспективы его дальнейшего изучения и использования.

Имеющиеся материалы исследований РЭМЗ и сопредельных территорий уже сейчас позволяют говорить о создании банка данных в отношении различных аспектов изучения историко-культурного ландшафта музея-заповедника. Задача состоит в получении более полных и систематических сведений о территории. Это стало возможным за счёт привлечения ведущих специалистов научных центров Ростова-на-Дону и области в рамках договоров о творческом сотрудничестве.

Таким образом, на ближайшую перспективу у РЭМЗ есть все основания претендовать на роль полигона для отработки методики экологического мониторинга на объектах культурного наследия.


Историко-культурные и природные исследования
на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 1, 2003 г.

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик