Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Обряды и традиции казаков

Запреты в жизни донских казаков

- 1   2   -

Группа запретов, призванных оградить живых от влияния мертвых, связана, прежде всего, с родными умершего. Им запрещается обмывать тело, одевать покойника, считается, что нести гроб тоже должны посторонние люди: – Кто несет гроб? «Канешна, па старому обычаю лучшы фсиво нирадным нисьти. А проста, хто силён – мущина там. Па абычию гаварять, нильзя радным» [2].

Особая группа табу касается умерших неестественной смертью, так называемых «заложных покойников». В народной традиции людей, наложивших на себя руки, считают «нечистыми», поэтому их запрещается поминать: «Ни паминают утоплинникаф, если он сам налажыл на сибе руки» [2], отпевать в церкви и хоронить на кладбище. В разных станицах говорят о том, что самоубийц хоронят за оградой кладбища, на дороге, во дворах. Традиция захоронения во дворе очень древняя, услышать об этом можно только от самых старших жителей того или иного населенного пункта. В ст.Раздорской и х.Каныгин старожилы еще помнят об этом обычае: «Раньшы удушлиных и утоплых ни харанили, нет, на кладбищи ни харанили. Или ва дваре у сибе или там спициальна где, пад деривам. – Почему под деревом? Я так понимаю, штобы ни талклися на этам месьти. Так на магилку ты никагда ни наступиш» [2]. Запрет хоронить на кладбище распространяется также на некрещенных детей.

Человек, потерявший близкого родственника, должен соблюдать определенные правила отношения к умершим. На материале экспедиции 2001 г. запрет долго плакать и тосковать по покойнику встречается очень часто. Жители станицы говорят, что «притсказания такоя, што ни плачь, а то ф слизах будиш фсю жысьть» [2]. Такое толкование запрета встречается довольно редко и представляет интерес для исследователя. Более традиционное объяснение запрета заключается в том, что к горюющей вдове может прийти нечистый в обличье мужа. Иногда сами запретные формулы сопровождаются развернутым рассказом об этом. В Раздорской мы записали такой рассказ. Выводом из него является следующий запрет: «...ана день и ночь кричит, день и ночь плачит. Так што ты пиристань, говорю, а то.... Нильзя этава делать, нильзя задумывать. Нильзя так делать. Ты за ним следам пайдеш. – Значит, плакать нельзя? Нильзя ни ф коим случии. Фсе таскують, я ей сказала: сколько пагибла у нас народу. Каждый таскуить па сваиму роцтвинику, но так убиваца тожы нильзя» [2].

Нельзя также и плохо отзываться о покойном, по мнению жителей станицы «...эта хто зьделаить, можыт ни к памити асуждаить чилавека, то эта на нем будить грех» [2].

Казаки ст.Раздорской почитают различные церковные праздники. Главными праздниками считали Пасху, Крещение, Рождество, Троицу. Согласно традиции, на «годовые» праздники нельзя работать и совершать определенные действия: мыть голову, выезжать на поле, рубить и так далее. В среде казаков почитали и дни святых: Петра и Павла, Ильи, Николая Угодника и других. Интересный запрет, связанный с днем Усекновения, был записан от жительницы станицы: «Строгий празьник, я знаю один празьник. Адинацатая синьтибря эта усикнавение главы прарока притьтечи. иму усикли голаву. Эта такой пичальный празьник. Дажы старыи люди гаварили, от претках вот гаварили, што дажы нажом ни резали. Как раз жы синьтябрь месиц, арбузы спеють, винаграт уже спеить. Арбузы разбивали и лошками ели, ну нигде ни написана, што иминна ни резать нажом, а пачимута вот старыи люди... Ну они падражали, што вот мы ни будим, гаварили, вот как ета, ниверующии. Как верующии, как сабалезнующии йиму, этому прароку» [2].

Нарушение этого запрета не связывается с наказанием. Этот пример свидетельствует о том, что запрет может в качестве своей функции иметь выказывание уважения к кому-либо.

Все перечисленные запреты можно отнести к обрядовым. Но существуют и правила, определяющие повседневное поведение. Бытовые запреты ограничивают всю жизнь человека, они маркируют собой наиболее значимые предметы быта (нож, посуда, стол), части жилища (окно, порог, погреб). Много запретов связано у русского народа с процессом строительства дома [1]. Казаки станицы верили, что жизнь в новом доме напрямую зависит от того, правильно ли выбрали место для дома. Запрещалось строить дом на месте бывших дорог, кладбища, на месте сгоревшего дома: – Можно ли строить дом на месте пепелища? – «Гаварять нет, ну пажар жы на этом месьти. Посли пажара строить нильзя. Рядам можыш поставить, но только ни на этом месьти» [2].

Разные части дома тоже ограничены запретами. С матицей, дверью, печью связано много правил. В особую группу можно выделить запреты, которые маркируют поведение за столом и по отношению к столу. Стол в доме соотносится с алтарем в церкви, считается святым местом, «божьим престолом», за которым позволено только принимать пищу. Поэтому запрещается класть на стол посторонние предметы: шапку, ключи; недопустимо сидеть на столе: «Ругали фсигда – на стол ни садись, грех» [2]. По поверьям, вокруг стола нельзя обходить, нельзя качать ногой, сидя за столом: «Чиртяку качаиш» [2].

Изучая запреты, можно определить, какие предметы, действия являются наиболее значимыми для современного носителя традиционной культуры. Запреты, регламентирующие бытовую жизнь, позволяют выявить мифологический слой в повседневности, также они помогают установить связь между повседневностью и обрядом.


Историко-культурные и природные исследования
на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 2, 2004 г.
Библиографический список
[1] Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – М.: Наука, 1983.
[2] Полевые материалы Фольклорно-этнолингвистической экспедиции РГУ.
[3] Толстая С.М. Беременность, беременная женщина // Этнолингвистический словарь «Славянские древности». – T. I. – М.: Международные отношения, 1995. – с. 160-164.
- 1   2   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
http://www.apartamenty.kz/ қазақша шығарма бурабай zharar бурабай.
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик