Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Обряды и традиции казаков

Запреты в жизни донских казаков

(На материале диалектологической экспедиции в ст. Раздорскую*)

- 1   2   -
Ткаченко С.
Ростовский государственный университет,
г. Ростов-на-Дону

Вся повседневная и обрядовая жизнь человека ограничена запретами, или табу. Даже современный горожанин знает, что нельзя, например, оставлять на ночь нож на столе или смотреть в окно на похороны. В то же самое время архаические запреты, связанные с различными видами хозяйственных работ, например с ткачеством, становятся неактуальными и забываются. В наше время уже трудно найти людей, которые бы знали, как вести себя на свадьбе или похоронах в соответствии с традицией. Поэтому работа по сбору материала в станицах и хуторах Ростовской области является необходимой для того, чтобы восстановить и сохранить сведения о древних обрядах, традициях. Экспедиции по сбору материала по духовной культуре донских казаков проходят в старых станицах, где коренные жители сохранили частички традиционной культуры. Подобная диалектологическая экспедиция, состоявшая из студентов факультета филологии и журналистики РГУ и преподавателей кафедры общего и сравнительного языкознания, работала в ст. Раздорской в июле 2001 года.

Хотя в ст. Раздорской не проводился целенаправленный сбор запретов, представляющих для нас научный интерес, но тот материал, который был получен в процессе работы по другим программам, позволяет делать определенные выводы. Запреты — это правила, ограничивающие деятельность людей. Такое явление, как запрет, известно во всех мировых культурах – не исключение и культура донских казаков. Задача данной статьи – провести этнолингвистический анализ запретных формул и текстов, содержащих подобные формулы, записанных от жителей ст. Раздорской.

Запреты, о которых рассказали старожилы станицы, разнообразны и могут служить важным источником этнолингвистического изучения казачества. Это и запреты, существующие в рамках обряда, и запреты, ограничивающие повседневную жизнь человека.

Одна из самых многочисленных групп – это запреты для лиц, находящихся в определенном состоянии (беременные женщины), и для особых половозрастных групп (грудные младенцы). Это объясняется тем, что положение беременной женщины в представлениях носителей традиционной культуры было опасным и каждое её действие могло навредить будущему ребенку и ей самой. Подобным образом маркируется образ беременной женщины на общеславянском материале. Она «смерть носит», у неё две души. Беременная женщина представляла угрозу и для окружающих. Проклятие будущей матери обязательно сбывалось, поэтому считалось, что беременным нельзя отказывать, чтобы не навлечь на себя её гнев. Женщины в таком положении не могли исполнять некоторые обрядовые роли – быть крестной матерью, обмывать покойника. По народным верованиям, душа нерожденного ребенка еще принадлежит к миру мертвых, поэтому присутствие беременной на похоронах и любые контакты с покойником нежелательны, иначе ребенок мог так и остаться в «мире ином». Для того чтобы при родах не было осложнений, женщина на сносях не должна была выполнять некоторые работы: вязать, шить, рубить, резать – которые могли бы навредить будущему ребенку. Нельзя было совершать и другие действия, например, переступать через веревку, коромысло, пинать ногой кошку, смотреть на пожар и так далее [3].

В архиве Фольклорно-этнолингвистической экспедиции РГУ по ст.Раздорской содрежится целый ряд запретов, касающихся новорожденного ребенка. Новорожденный находился в крайне уязвимом положении, поэтому считалось, что младенца нельзя показывать посторонним, чтобы избежать сглаза: «Показывать нильзя месиц, патаму шта у каво какой глас» [2]*. Маленького ребенка нельзя класть на стол: – Детей можно класть на стол? «Нет, можыт иво младенская, такая балезьнь». – На стол ребенка можно класть? «Нильзя. И чирис стол пиридавать нильзя. И ни учить дитя ходить па сталу. Стол есьть стол».[2] Особые запреты касались люльки младенца: ребенка запрещалось передавать через люльку, смотреть на спящего в люльке со стороны изголовья, нельзя также качать пустую люльку: «Ну вот дитям жы приказана: ну што ты качаиш, у дитя галовачка будить балеть! Ну што ты качаиш» [2]. Из наиболее часто фиксируемых запретов, органично входящих в родильно-крестильный обряд, стоит также упомянуть запрет до года сричь детей.

Другой обряд, в рамках которого встретилось огромное количество запретов, — похоронный. Соблюдение определенных правил нужно, во-первых, для того, чтобы обеспечить покойнику счастливую жизнь на «том свете», а во-вторых, чтобы последствия контакта с умершим не отразились негативно на живых людях. Первая группа запретов касается правильного проведения похорон: «Харанили биз вина, биз вотки, биза фсиво. Первая, фтароя, третья» [2]. В некоторых других районах Ростовской и Волгоградской областей это объясняется тем, что покойники на том свете будут стоять по колено в водке. Старожилы учитывают и то, в какой день проходят похороны и поминовение. Как рассказали нам жители Раздорской, нельзя допускать присутствие скоромной пищи в постный день: «Абеды када сабирають па усопшай душе, абизатильна скромна. Вот например щас Питрофский пост, значить, абизатильна сахранять абет иминна ф таком садиржании. Штобы ни была скаромнай пищи: мяса, малака, ииц. Штобы была скромная паминавения. Асобинна када Виликий Пост» [2].

По словам информатора, существуют такие дни, когда вообще запрещается поминать умерших: «Пирит Пасхай асобиинна строгая паминавения идеть. И пирит Пасхай дажы пакойники ни паминаюца. Патаму шта гаспоть нисеть страдания. И па книгам нипаложына дажы. Када вот пирит Пасхай, эта называица страшная сидьмица. Там дажы нипаложына поминать пакойникаф» [2].

Для того чтобы не навредить дуще покойного, на поминальном столе не должно было быть острых предметов – ножей, вилок.

* Все тексты, использованные в статье, записаны во время экспедиции в ст. Раздорскую Усть-Донецкого района в 2001 г. При графической передаче текстов курсивом обозначается речь информаторов, обычным шрифтом – вопросы собирателей.
- 1   2   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик