Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Обряды и традиции казаков

Обряды зимнего календарного цикла

- 1   2   3   4   5   -

Не принять христославов считалось грехом – нарушение Божьих заповедей – для хозяина и обидой для тех, кто славил Христа. Как пишет исследователь О. Муравьева, этот обычай назывался колядованием в честь языческого бога пиршеств и мира Коляды, а песни – колядками (что подтверждает смешение народных языческих обрядов с христианскими праздниками):

Коляда, Коляда!
Пришла Коляда
Накануне Рождества
Мы ходили мы искали
Коляду святую
По всем по дворам, по проулочкам.

А в Сибири, например, был теперь уже забытый обычай ходить с двухъярусным ящиком – вертепом. В нем с помощью разных деревянных фигурок изображались сцены, относящиеся к Рождеству Христову. На Руси этот обычай развился в театрализованные кукольные представления, которые назывались «вертепные». Эти представления пользовались необычайной популярностью у детей и взрослых.

В нашей станице до сих пор на Рождество, 7 января, маленькие казачата ранним утром ходят по дворам «Христославят». Конечно, многие дети не знают текстов целиком, многое уже придумывают сами, но сам процесс обряда им интересен и значим. Есть такие дети, которые интересуются обрядовыми песнями и обычаями, которые существовали во времена их бабушек, прабабушек. Зачастую они помогают научным сотрудникам музея воспроизводить некоторые моменты в исследованиях Раздорских обычаев, ведь во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянных памятью народа.

Одну их христославных детских песенок поведала мне юная станичница, девочка 12 лет Аксинья Попова, которую научила ее старенькая бабушка Прасковья Михайловна Попова 1915 г.р.:

«Рождество Твое, Христе Боже наш!
Возсия мирови свет разума
В нем бо звездам, служащим звездою учахуся
Тебе кланятися Солнцу правды и тебе ведети с высоты Востока.
Господи, Слава Тебе!
Дева дни присущному рождается и земле и вертепе премощному
Приносят ангелы с послами слово словят,
А волхвы со звездою путешествуют.
Нами Бог ради родился от рачи ладом предвещий Бог!
Здорово ночевали, с праздничком, с Рождеством Христовым!»

После пропетой песенки, какой ребенок побойчее добавляет:

«Христос рождается, а бабушка догадается
Залезет в сундущек, достанет пятащек!»

Здесь сразу видно, что христославная песенка, целиком, без изменения пришедшая от взрослых к детям, передававшаяся ранее от детей одного поколения к детям другого поколения. Поэтому, некоторые слова, им непонятные, произносятся невнятно, механически.

Вот, что пишет Г. Астапенко в своей книге о Рождестве на Дону: «Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет, хотя в XVIII веке, как отмечал историк В.Д. Сухоруков, «христославить» ходили и старики, разными компаниями ходили из дома в дом Христа славить, начиная обыкновенно с войскового атамана. Сам атаман приставал к компании старшин и вместе с ними ходил по всем жителям города. Во всяком доме они пели «Христос рождается», за что хозяин должен был заплатить. Если «христославили» мальчики 4-5 лет, то они говорили:

«Я маленький хлопчик
Принесу Богу снопчик.
В дудочку играю, Христа забавляю.
А вы люди знайте, копеечку дайте
И курочку, петушка и пшенички два мешка».

«Чем же вы берете?» – спрашивали хозяева. «Чем Бог послал!» – отвечали ребята. Их наделяли пряниками, пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами. Их принимали только до восхода солнца. Взойдет солнце, вернуться люди от заутрени, христовщикам говорят: «Скоро колядовать будут, а вы все еще христославите!» Колядовали всего один вечер – в первый день праздника, распевая при этом следующую песню: «Да радуйтесь земли, веселитесь люди – Сын Божий народился!» 8 января на Руси – праздник повивальных бабок и рожениц, так называемые «Бабьи каши». «Во многих местах, после празднования Рождества Христова, крестьяне, имеющие детей, с женами вечером ходят к повивальной бабке и приносят ей водку, харч, блюда пирогов или блинов и всякой всячины» – так поясняет автор А.Ф. Некрылова, составитель русского земледельческого календаря «Круглый год». По поводу праздника «Бабьей каши» жительница нашей станицы Давыдыч А.А. (1935 г.р.) сообщила, что повитуха – женщина, помогающая при родах, была в станице лицом совершенно особым. В ней нуждались. Скольким людям она помогла появиться на свет, скольких женщин спасла. Какая она была? Что в ней было особенного? Почему женщина становилась повитухой? Сама она была, как правило, бездетной. Или овдовела рано, или по другой какой причине. Каждый год на второй день Рождества у нее собирались женщины, родившие в прошлом году и те, кто был ранее, чтобы потолковать о своих «бабьих делах». Гостьи идут со своей «кашей» – так называют угощенье и небольшой подарок для повитухи. Забот-то у женщин всегда невпроворот, зато этот день был их: женщины гуляли и напивались до такой степени, что пришедшие за ними мужья буквально растаскивали их по домам.

Самое веселое время – Святки. Они наступают после Рождества Христова и длятся – до Крещения. Не было ни одного праздника на Руси, который был бы связан с такими красивыми и интересными обычаями, обрядами, приметами, зимними играми и развлечениями. С древних времен на Святках переплелись языческие обычаи с христианскими обрядами. Хотя само название этих дней – «Святки» – говорят о святости этого радостного для христиан события. Существовало поверье, всю Рождественскую неделю нечистая сила выходит из своих убежищ. Черти и ведьмы в тоске скитаются по земле, рыскают по улицам, пугают прохожих. Оттого наряду с христианским обычаем – ходить под Рождество (со звездой) славить Христа – осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, представали в мерзком обличье, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу. Считалось, что эти маски оскверняют людей. Поэтому те, кто рядился на Рождественские вечера, должны были, очистится купанием в реке в день Крещения Иисуса Христа.

К Святкам люди готовились загодя. Шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски. Не забывали, и повеселиться от души. Играни в разные игры, пели песни и частушки.

- 1   2   3   4   5   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Смотрите описание НТП Трубопровод у нас.
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик