Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Обряды и традиции казаков

Обряды зимнего календарного цикла

- 1   2   3   4   5   -

Необычность этого времени, по народным поверьям, отмечена редкостными явлениями и чудесами природы: В Сочельник якобы получает способность разговаривать домашний скот; вода в бочках, колодцах и источниках превращается в вино; деревья в лесах и садах переходят с места на место или на короткий миг зеленеют и зацветают даже в сильные морозы; со дна озер и морей поднимаются затопленные монастыри и храмы и можно услышать звон с их колоколен и т.п. В связи с широко распространенными у славян представлениями о приходе на землю духов предков (а также Божьего Сына), любой гость, входящий в дом в Рождество или на Новый год, воспринимался как особа священная, могущая повлиять на жизнь человека и его удачливость на ближайший год. Поэтому главным требованием было достойно принять, угостить или одарить посетителя; по первому, вступившему в дом визитеру хозяева гадали о будущем, вынуждали гостя участвовать в домашних магических ритуалах, призванных обеспечить благополучие в хозяйстве.

К рангу таких сакральных гостей и «божьих посланников» причислялись в народной культуре и колядники, которые приносили «благую весть» о наступлении новых времен: о рождении Христа, обновлении мира, наступающем благоденствии и процветании хозяев. Из числа многообразных святочных обычаев именно колядование (т.е. обряд посещения домов с магической целью поздравителей, получавших от хозяев ритуальное вознаграждение) в наибольшей степени восприняло новые элементы и символы христианского культа.

У восточных славян исторические свидетельства о колядовании «со звездой» известны с XVII в., а по этнографическим описаниям XIX–XX вв. такие святочные обходы уже имели в народной традиции самую широкую сферу бытования! Терминологически они определялись, как со звездой ходить (в. слав.), Христа славить или христославить (рус), Рождество петь (с. рус).

По сообщениям старожилов из разных русских областей, раньше участниками обходов «со звездой» были в основном церковнослужители: священник, дьяк, псаломщик или певчие; нередко к ним примыкали и наиболее активные прихожане. В дальнейшем функцию «звездарей» приняли на себя сами селяне, которые восприняли ритуал как один из видов святочного колядования. Соответственно, постепенно стали меняться некоторые элементы церковного обхода. Прежде всего, в народной традиции хождения «со звездой» растягивались на весь период святок. В пределах суточного времени взрослые «славильщики» ходили поздно вечером, а дети и подростки – ранним утром, т.е. соблюдались наиболее типичные для колядования временные параметры. Например, (данные собранные Л.Н. Виноградовой) в Вашкинском районе Белозерского края мальчики – «звездари» ходили по домам, задолго до рассвета: «Дяденька, можно Христа пославить?». В этих местах хозяева делали различие между колядниками и «звездарями»: первые пели песни и произносили благопожелания под окнами, не входя в дом, а вторых всегда впускали в избу и там пришедшие «со звездой», оборотясь лицом к иконам, пели Рождественский тропарь «Рождество твое, Христе Боже наш». А в Смоленской области наоборот, отмечалось вечернее время и «славление» под окнами. На святки взрослые участники обряда ходили по домам с пением «святых» песен.

Репертуар церковных рождественских песнопений был сравнительно устойчивым элементом обходов «со звездой». Просматривая статью Виноградовой, которая занималась изучением ритуальных символов восточных славян, я сделала вывод, что такой символ как Рождественская звезда просматривается на северной и центральной территории России. Меня заинтересовал этот факт, и я решила обратиться к старожилам станицы Раздорской (где я проживаю) с вопросом: «Присутствовал ли в станице на Рождество во время колядок такой символ как Рождественская звезда?». Опрос был сделан не только в нашей станице, но и в хуторах Коныгин, Крымский, Ещеулов. Ссылаясь на рассказы пожилых людей, можно сказать, что в 20–30-е годы прошлого столетия на этих территориях присутствие такого элемента как Звезда не помнят, скорее всего, в то время он отсутствовал и вовсе. Однако те воспоминания, которыми со мной поделились старожилы – яркие, эмоциональные, радостные. Рассказывают, что в канун Рождества, активные станичники, организовываясь в небольшие группки, ходили по дворам «Христа Славить». Как правило, их приглашали в дом и они, повернувшись к «святому углу», пели святые песни:

«Дева Богородица, чистая Мария
Матерь Предьизбранная, мира красота.
Кроткая Владычица, сохрани Россию
Умоли о грешных нас Господа Христа
О, Пренепорочная, родшая Мессию,
Истину державшая на Своих руках –
Умоли же Господа, да спасет Россию
И помянет грешных нас в горних Небесах!»

Затем, повернувшись к хозяевам дома, пели им:

«Добрый тебе вечер, ласковый хозяин!
Радуйся, радуйся земля!
Сын Божий в мир родился!
Мы к тебе хозяин с добрыми вестями,
Радуйся, радуйся земля!
Сын Божий в мир родился!»

В святой вечер не пустить в дом пришедших считалось большим грехом. Хозяева, как правило, всегда одаривали гостей, угощали их кутьей, гостинцами. А вот, что рассказала мне Макеева Евдокия Ивановна ( 1930 г.р.) из хутора Ещеулова: «Бывало, как стукнеть двянадцать нощи, мама нас подымать и говорить: «Одевайтеся, болюшки, пора идти христославить!» И всяда с нами отец ходил, потому, как, одним детям негоже без старшего быть, не принято. Придем ко двору и крищим: «Хозяева, пуститя Похристославить!» и они нас у дом зовуть. Как зайдем, так сразу разделяемся – девщата сюда, а ребята чуть дальше, на святой угол перкрестимся и поем хозяевам, «Христославим».

Как спели, так хозяева подушки принесли и кинули на пол – одну для нас, другую для ребят, мы на энти подушки посадимся и сидим. Тут та нам гостинцав и надають». Здесь я спрашиваю: «А зачем на подушки садится?», на что мне Евдокия Ивановна отвечает: Да что б курощки хорошо неслися в новом году, да чтоб птица всякая вутята да гусята не болела, приумножалась».

Хочется сказать, что Рождественские праздники были очень популярны и желанны не только у взрослых, но как видно из рассказов старожилов, самые яркие и радостные воспоминания именно детские. Поэтому, естественно, наряду со взрослыми народными обрядовыми песнями существовали и детские народные песенки, адаптированные для себя самими детьми. О.И. Капица, изучая русский детский фольклор, на примере детских народных песен выделяет три основные группы:

1) Песни, заимствованные у взрослых и переработанные детьми в соответствии со своими вкусами и интересами;

2) Песни – осколки, обрывки песен взрослых;

3) Песни, целиком, без изменения, пришедшие от взрослых к детям.

- 1   2   3   4   5   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Детальная информация колодцы Дмитров на нашем сайте. Новогодняя афиша Санкт-Петербурга 2016-2017
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик