Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Великая Отечественная Война

Солдатский фольклор
Великой Отечественной Войны

- 1   2   -

И все-таки более интересным, на наш взгляд, является фольклорный слой, посвященный советской армии в целом и ее солдату в частности. Это поистине неисчерпаемый кладезь устного солдатского творчества.

Армия, как и любой другой социальный организм, неоднородна. Она включает в себя множество более или менее изолированных друг от друга групп. Их возникновение может быть обусловлено целым рядом причин, в том числе и ее институционализацией. И анализ творчества внутри этих групп очень важен для восстановления истинного положения дел в наших войсках. Вот одно шутливое четверостишие, бытовавшее в среде военных журналистов и политруков:

«Поэты наши ищут бури,
Стремясь к газете фронтовой,
А он мятежный сидит в Пуре
Как будто в Пуре есть покой» [2]

Оно появилось как отклик на создание «советов Фомы Смыслова» – агитационного персонажа – и было воспринято многими с нескрываемой иронией. Четверостишие, в сущности, явилось иронической интерпретацией известного стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». Также иронизирует над неудачливым «писателем» и автор другого стихотворения.

МихЗишка к старости грешить стишками стала,
А от людей она слыхала,
Что это грех не так большой руки,
Подумала плутовка, повздыхала,
Рифмишек плохоньких с полдюжины достала -
И ну тачать стихи! [2]

Примечательна история создания этого стихотворения, приведенная в романе М. Алексеева «Мой Сталинград». «Автором» сего иронического произведения является Андрей Дубицкий, и направлено оно против самого Михаила Алексеева – по случаю опубликования его стихов под псевдонимом Мих. Зиш. в газете «Советский богатырь». Эта история – яркий пример того, как рождались произведения устного творчества. И кто знает сколько их появилось на свет подобным образом!

Весьма любопытными для данного исследования можно назвать и своеобразные войсковые «гимны», как, например песня минометчиков 291-го минометного полка:

Мы стоим у минометов
Под горой, на огневой.
Будет славная работа,
Будет с фрицем жаркий бой.

Наши мины боевые
Мы обрушим на врага,
Чтобы нивы золотые
Не топтать его ногам.

И советскую пехоту
Мы в обиду не дадим.
В нужный миг из минометов
Фрицам жару поддадим.

Мы сроднились воедино,
Словно дружная семья.
Золотая Украина,
Бессарабия моя!

Прямо в вражию берлогу
Мы пойдем сквозь кровь и дым,
По фашистской по дороге
По дороге на Берлин. [3]

Характерно, что автор песни известен, им является Т.Я. Конова. И это авторское произведение стало «общенародным» достоянием, своеобразным гимном полка.

Интересной темой являются взаимоотношения в армии – ведь помимо субординации здесь соблюдался и неписаный устав. Кроме того, каждый солдат считал именно свой род войск самым привилегированным. Что порождало и определенные прозвища войск: например, моряков, переведенных на сушу, пехотинцы называли «черти полосатые». А сами моряки тоже не прочь были пошутить над «матушкой-пехотой». На это, кстати, указывают воспоминания многих участников Сталинградской битвы.

Смеялись солдаты и над трусостью своих сослуживцев: «Галифе не лопнули?» – иронично спрашивали они какого-нибудь зеленого новичка, побывавшего в первом бою.

Да и к самой службе относились бойцы не без чувства юмора:

Не послужишь – не узнаешь,
Что такое марш-бросок:
Двадцать верст не отдыхаешь
Да еще бежишь часок.

Не послужишь – не узнаешь,
Что такое аппетит:
Миски три борща съедаешь
И еще не очень сыт. [4]

И все же, когда речь идет о русском солдате, то больше говорится о его храбрости, самоотверженности, уверенности в своих силах и вере в победу, любви к Родине.

Но не только о войне пели и думали бойцы. В солдатской землянке можно было услышать даже колыбельную песню:

Много детских слез пролито по стране родной.
Подрастешь, узнаешь это, славный мальчик мой.
Подрастешь – и ты полюбишь Родину свою.
А пока ты крошкой будешь, баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду и широк душой.
Никому не дашь в обиду Родины покой. [2]

Все это формировало определенное отношение к войне, к ее трагизму, жертвам. Образ войны неразрывно связан с двумя фольклорными темами: темой жизни и смерти и описанием самой войны.

На войне жизнь и смерть соседствуют друг с другом. Они неразрывны, подчас являясь чем-то единым.

В архиве мы обнаружили рассказ «На переднем крае» Линчев-ского В.Е., где приведено описание Сталинградской битвы:

Полыхает пожар,
Даже камни горят.
Тяжело дышит грудь Сталинграда...
Нету хода врагам
Там где насмерть стоят
Все – от повара до командира. [1]

Жизнь солдата под Сталинградом порой измерялась сутками, подобная обстановка неизбежно приводила солдата к раздумьям о жизни и смерти, что и находило отражение в солдатском творчестве. И наиболее ярко это проявляется в стихах, посвященных павшим.

В том же архивном фонде сохранилось стихотворение неизвестного автора о подвиге юного разведчика Евгения Середы:

Наш храбрый друг, навеки незабвенный
За Родину, за Партии дела.
Свершил в тот час свой подвиг ты бессмертный
Радируя « Огонь по пункту «А»!
Ты храбро пал, спасая жизни наши,
Великих дней ты был солдатом чести
И чтобы память передать векам,
Мы о тебе, мальчишка, сложим песни.. .[1]

Многие солдатские стихи посвящались друзьям, их жизни и гибели. Воспоминания о погибших друзьях становились «знаменем ненависти» для русского солдата, воодушевляя его на новые подвиги.

Если попытаться классифицировать солдатский юмор Великой Отечественной, то можно разбить его на две условные группы (в зависимости от объекта произведения):

1) злые, едкие, направленные на врага насмешки;

2) шутки над своими сослуживцами.

Любопытны и своеобразные переругивания с немцами, и присказки, сопровождающие артналет или удачную атаку.

Жанровое разнообразие солдатского юмора вносят частушки, анекдоты, а так же забавные сценки, переклички.

Немцы: «Сталинград возьмем бомбежкой, а в Москву придем с гармошкой».

Русские: «Не поможет вам бомбежка, отнесут вас без гармошки» [4]

«Чаепитие»

При обстреле нашими артиллеристами немцев:

- Ух! (Вздыхали разом)

- Покормили. А теперь бы попоить.

Или:

- Чаек-то у них сегодня, знать, в прихлебку.

- Ну вот и дали фрицам напиться. [1]

Ярким примером солдатских частушек являются следующие произведения:

Бить лисицу знойным летом –
Дело незаконное.
Фрицев бить – запрета нету:
Дичь всегда сезонная.

Напишу письмо Светланке,
Пусть узнает весь колхоз:
Я подбил три вражьих танка
И фашистский бомбовоз.

Не страшны нам все преграды,
Знаем – выиграем бой.
Мы стоим у Сталинграда
Неприступною стеной!

Фриц подался без оглядки,
Еле ноги волоча,
Босиком – из Песковатки,
Нагишом из Калача.

Враг в полях бросает танки –
Факт, ребята, налицо.
Душит Гитлеру горлянку
Сталинградское кольцо. [4]

Особой проблематикой является генезис армейского анекдота. Нередко в их основу положены реальные события. Вот только один пример. Эту историю рассказал участник войны Владимир Петрович Пономарев.

«Во время военных действий в Белоруссии поставки продовольствия в нашу часть осуществлялись с перебоями. И однажды спускаются несколько солдат к берегу речушки, а там боец (родом откуда-то из Средней Азии) что-то жарит на костре и ест.

- Что ешь? – спрашивают его.

- Рыбу ем, – отвечает он.

- А как ты ее поймал?

- А зачем его ловить? Он сам припрыгал, – сказал боец, доедая лягушку».

В этом достаточно кратком сообщении мы попытались создать представление о воинском фольклоре времен Великой Отечественной. Это только кусочек огромного и красочного мира солдатского слова, осколок «зеркала» солдатской души.

Это часть нашей истории, нашей культуры, нашего менталитета. И поэтому необходимо бережно собирать, изучать этот пласт фольклорного творчества.


Историко-культурные и природные исследования
на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 3, 2007 г.
Библиографический список
[1] ГАВО. Ф.Р3296 оп. 2 д. 4 Линчевский В.Е. «Отблески грозы»
[2] Алексеев М.А. «Мой Сталинград». – М., 2000.
[3] Всегда впереди. – М., 1987.
[4] Солдаты. – Волгоград, 1979.
[5] Долматовский Е. Стихи и песни. – М., 1955.
[6] Сироткин Е. Любимые песни. – Ленинград, 1970.
[7] Сборник песен «Адресованная другу». – М., 1973.
- 1   2   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик