Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Историко-культурные исследования

Православное краеведение в истории
донского края

- 1   2   3   -

В.В. Часовников (1864-1918) был сыном священника станицы Потемкинской Области войска Донского. Образование Василий получил в Новочеркасском трехклассном окружном училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882), Петербургской Императорской Академии художеств (1888).

В 1885 году по распоряжению Войскового наказного атамана в станицу Старочеркасскую были командированы для работы в архиве Воскресенского собора студенты И.П. Попов и В.В. Часовников. Обследовав подвалы собора, они увидели, что архив находился в непригодных для сохранения условиях, сильно пострадал во время пожаров в Черкасске в 1744 и в 1858 годах. Документы были уникальные: грамоты и приказы атамана войска Донского, переписка со столицей, в том числе и по церковным вопросам. В 1849 году хранилось 300 связок, а в 1885 – из всех бумаг осталось собрать лишь 60 связок. Эти уникальные документы были доставлены в Новочеркасск в Атаманскую канцелярию.

В каникулярное время 1886-87 годов В. Часовников, как член-корреспондент Донского областного статкомитета, был вновь командирован в поездку по Донскому краю. Её целью было обследование археологических мест: курганов, могильников, стоянок "древних людей", а также изучение станичных войсковых архивов и выявление предметов старины в донских церквах и монастырях. Для этого ему были выданы "Свидетельство" из Войсковой канцелярии от 1 июня 1887 года и "Специальное открытое предписание" Донской духовной консисгории от 4 июня 1887 года. В них предписывалось местным властям, настоятелям церквей и монастырей Донской епархии оказывать активное содействие предъявителю сего документа в изучении интересующих его мест, документов, предметов, а также дозволено снятие с них копий.

Эту поездку В. Часовников очень подробно описал в журнале "Дон" за 1887 год. Он проиллюстрировал свои статьи зарисовками увиденных и привезенных им в музей предметов. В. Часовников обследовал иконы, культовые предметы и документы, с некоторых снял копии в Кременском монастыре Медведицкой станицы, в церквах станицы Слащевской, Мигулинской и Клетской. Об уникальных предметах и документах XVII – XIX в.в. был составлен отчет в Статистический комитет.

В том же, 1887 году, В. Часовников был командирован Войсковым правлением на Цимлянское городище – Крепость Саркел. В своем докладе на 9-м археологическом съезде в 1893 году Х.И. Попов подробно рассказывает об этой поездке. В результате Часовниковым были описаны две мраморные колоны, мраморная ваза, капитель с изображением византийского креста, несколько бронзовых корсунских крестов X – XI веков, один медный крест с изображением святых князей Бориса и Глеба с русскими надписями и один каменный крестик. Практически, все предметы, привезенные с Цимлянского городища, сейчас находятся в экспозиции Музея истории донского казачества.

Занятия церковной археологией возбудили у Часовникова интерес ко всему церковному. Он предался изучению богословских наук, вел аскетическую жизнь, отказываясь от всяких излишеств. Квартира его была убога, в ней, кроме книг и картин, ничего не было, спал на досках, большую часть заработанных средств он обращал на благотворительность, не придавая это огласке.

Василий Васильевич жил, по воспоминаниям его домохозяйки, "как угодник". Летом 1896 года он посетил несколько русских обителей, в том числе известный образцовой иноческой жизнью Валаамский монастырь. Результатом этой поездки было решение окончательно оставить мирскую жизнь и поступить на миссионерские курсы при Казанской духовной академии, которые он успешно окончил по монгольскому отделению. 15 сентября 1897 года он принял монашеский постриг с именем Авраамий.

В 1898 году о. Авраамий был зачислен в состав Пекинской духовной миссии. Во время восстания "боксеров" 1900 года о. Авраамий находился в осаде при русском посольстве и активно помогал гонимым китайским православным христианам. Здесь он совершил военное отличие: под неприятельским огнем, как художник-архитектор, он построил траншеи для семейств европейских посольств. За этот подвиг Часовников был высочайше награжден орденом св. Анны III степени. После восстания занимался восстановлением разрушенной обители и причисленных к ней православных церквей, а также строительством новых. За активную миссионерскую деятельность в июне 1902 года он был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Успенского первоклассного монастыря при миссии. В 1905 году находился в городе Тянь-Цзине, где организовывал миссионерский стан.

Одновременно с работой по строительству новых церквей и организации новых миссионерских станов в Китае, о. Авраамий редактировал журнал "Китайский благовестник", издававшийся в Пекине с 1907 года, и занимался изучением истории Пекинской духовной миссии. Большой интерес представляют его сочинения, изданные в этот период: "Пекинское сидение", опубликованное в журнале "Христианское чтение" (1901, кн. 1, с. 211), "Чтения архимандрита Авраамия о Китае", опубликованы в "Китайском благовестнике" (1914, вып. 15, 16) и вышедшая отдельным изданием в Москве в 1903 году книга "Православная китайская миссия".

В 1911 году, по состоянию здоровья, архимандрит Авраамий был уволен из штатных сотрудников миссии и выехал в Россию. Ему было поручено заниматься делами по обустройству Московского подворья Пекинской духовной миссии.

Вернувшись в Китай после свершения революции в России, архимандрит Авраамий скончался в 1918 году, оставив о себе светлую память неутомимого труженика на ниве духовного просвещения.

В 1887 году на Донскую кафедру был назначен один из известнейших иерархов Русской православной церкви, знаменитый своими трудами по церковной археологии, Макарий (Миролюбов). Во всех местах своего предыдущего служения он оставлял множество печатных трудов по краеведению. В Новочеркасск, владыка Макарий прибыл в преклонном возрасте, отягощенный болезнями, и не мог уже сам заниматься этой работой. Высокопреосвященный Макарий был первым, кто высказал мысль о необходимости учреждения при Донской духовной церковно-археологического музея. Покидая навсегда донскую паству в 1894 году, незадолго до своей кончины, владыка Макарий пожертвовал значительную сумму денег (500 рублей) на устройство церковного древлехранилища.

- 1   2   3   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Ассортимент и цены сапфир автохимия. Какой ремонт квартиры сделать под ключ или частичный?
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик