Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Историко-культурные исследования

Православное краеведение в истории
донского края

- 1   2   3   -
Чибисова С.П.
ГОУК «Новочеркасский музей истории донского казачества»,
г. Новочеркасск.

В апреле текущего года Донская епархия отметила очередной юбилей: 175-летие со дня учреждения. Если сравнить этот срок со временем возникновения христианства в России, то можно сказать, что период этот не так уж и велик. Но за это сравнительно короткое время Донская (затем Ростовская епархия) достигла полноты церковной жизни и вошла в число значительных епархий в России.

Церковная история Донской земли началась задолго до учреждения епархии. История возникновения православных приходских общин на Дону, относится к XIII веку, когда обширная донская территория в церковно-административном отношении входила в состав Сарской епархии, образованной в 1261 году.

В XVII столетии казачьи земли в церковном управлении вошли в состав патриарших областей.

В начале XVIII века земля донских казаков окончательно вошла в состав Русского государства. Это время совпало с правлением Императора Петра I и его церковной реформой. С 1700 года Петр I поручил ведать духовными делами на Дону, митрополиту Рязанскому и Муромскому Стефану, экзарху святейшего патриаршего престола.

Следующим этапом стало присоединение Дона именным указом Петра I от 2 июня 1718 года в Воронежской епархии, в составе которой войско Донское находилось более ста лет.

Наконец, 5 апреля 1829 года по высочайшему повелению Императора Николая I указом Святейшего Синода была открыта, на Дону, самостоятельная епархия.

Епархия была учреждена по второму классу, с соответствующим этому статусу содержанием от казны. Для пребывания архиерея со всем его штатом и консисторией был построен в Новочеркасске в 1834 году архиерейский дом. К архиерейскому дому было приписано необходимое число служителей из крестьян экономического ведомства и отведено из казенных и оброчных статей положенное количество земли с угодьями, мельница и рыбные ловли.

Территория епархии была огромна, что препятствовало её эффективному управлению. По этой причине высшим указом от 17 июля 1842 года из состава Новочеркасской епархии была выделена новая Кавказская епархия. Оставшаяся часть получила название – "Донская и Новочеркасская", сохранив его до 30-х годов XX века.

Административные границы Донской епархии совпадали с границами Области войска Донского, исключая города Ростов-на-Дону, Таганрог и Азов. Эти города с прилегающими территориями относились к Екатеринославской епархии, а в 1919 году из них была образована новая епархия – "Ростовская и Таганрогская", с центром в городе Ростов-на-Дону. В период гонений на Русскую православную церковь со стороны советского государства, репрессий против духовенства, Донская епархия с центром в Новочеркасске прекратила свое существование. Её территория в 1940-е годы вошла в состав Ростовской епархии, которая с 1948 года стала именоваться "Ростовская и Новочеркасская". Такова, вкратце, история Донской епархии.

История дореволюционного православного краеведения, изучения истории Донской епархии имела несколько этапов в своем развитии. Здесь можно выделить три этапа.

Первый этап охватывает время от основания епархии до 1870-х гг. В это время появлялись отдельные, не связанные между собой, публикации о церковных событиях в местной периодической печати, в газете "Донские войсковые ведомости".

Первым настоящим исследователем донской церковной истории, родоначальником православного краеведения на Дону, по праву можно назвать Донского архиепископа Игнатия (Семенова), управляющего епархией в 1843-1847 гг. Высокопреосвященный Игнатий издал в 1845 году в Санкт-Петербурге книгу, одна из глав которой называлась "Взгляд на св. церкви Донского войска". Владыка Игнатий дал подробную характеристику внешнего и внутреннего устройства донских храмов, указал их общее число – 204, причем дал их классификацию по времени постройки. Согласно его сведениям, самой древней из существовавших на тот период церквей была Воскресенская (1719) в Старочеркасске, вторая по времени постройки – деревянная (1735) в Ведерниковской станице (ныне г. Константиновск), из прочих: 89 были построены в конце XVIII века, и 109 – уже в первой половине XIX столетия. Владыка Игнатий особенно подчеркивал тот факт, что "утварь везде соответствует величию и богатству церквей.... На весьма многих из церковных святынь есть подробные подписи, в память того, когда и по какому случаю, та или иная вещь устроена. Словом – вещи церковные суть памятники событий в войске Донском. История войска написана на них с довольною подробностью". То есть, владыка Игнатий первым обратил внимание на то, что изучение истории Донского края тесно взаимосвязано с исследованием донской церковной старины.

Второй этап развития православного краеведения совпадает с общим ростом интереса общественности к истории родного края в последней четверти XIX века.

В 1868 году в Новочеркасске была открыта духовная семинария, в следующем году начала выходить газета "Донские епархиальные ведомости". В качестве преподавателей семинарии в Новочеркасск были назначены молодые выпускники духовных академий А.А. Кириллов, А.Л. Крылов, о. Евграф Овсянников, которые оказались любителями исторических исследований и архивных изысканий.

Александр Лукич Крылов был преподавателем священной истории Донской духовной семинарии, затем инспектором народных училищ Донской области. Из наиболее важных его трудов, касающихся истории донской церкви, можно назвать следующие: "Аксайская икона Божией Матери Одигитрии" (1888), "Бабинский источник" (1890), "Донские калмыки и их обычаи". Е. Овсянников, будучи преподавателем истории русского раскола, посвятил свои труды изучению донского старообрядчества.

Значительные краеведческие изыскания были проведены также членами "Общества любителей Донской старины", целью которых являлось создание в Новочеркасске Донского музея. Решено было также создать при музее исторический архив Области Войска Донского. Среди активистов Общества были заведующий войсковой канцелярией Х.И. Попов, студенты В.В. Часовников, И.П. Попов.

- 1   2   3   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
kremlin guide Клатчи в купить клатч недорого.
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик