Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Обряды и традиции казаков

Лексика, связанная со строительством и переходом в новый дом

- 1   2   -

Вопросом о жертвоприношении занимался также ученый Зеленин. Он в своей работе «Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов» приходит к следующему выводу: «Жертвы, при основании зданий, служили в идеологии раннего родового общества компенсацией древесным духам за срубленные для постройки деревья. Эта рубка деревьев для дома, с точки зрения примитивной идеологии, влекла за собой смерть жильцов, которые первоначально были одновременно и строителями дома. Жильцы и стали обманывать демонов-тотемов, подсовывая им вместо самих себя детей, пленных, а после рабов и животных».

В собранных текстах на территории Шолоховского района в качестве строительной жертвы выступает петух: «ну / кладуть пеpвуйу брявно / апчинку / и баруть пьатуха // атрубьат йяму голаву на этай апчинки и тада стpойуть //»

В качестве строительной жертвы могли выступать предметы, наделенные магической силой. При этом употребляются следующие конструкции: «залаживать дених»; «залаживать ф хундаминт деньги, сирибро»; «класьть иконы, кресьтики»; «закладывать в угол дома манетку //»

В Багаевском районе, например, встретился такой текст: «если дом стpойать / манетку сиребряну пауложать // эта ат удаления ничистых дух //»

На мой взгляд, семантике глагола «закладывать», приписывается «направильность действия», которая имеет определённую цель, то есть смысл, который мы вкладываем в тот или иной предмет, приобретает совсем иное качество для выполнения заданной функции.

В народной традиции глаголы «залаживать», «класть», «сложить», «закладывать» используются как символический способ передачи свойств от одного предмета к другому. Например, серебряные деньги – к богатству, подкова – на счастье; небольшие иконки и крестики считались божественными защитниками дома.

«Дом строили фсем мирам» – это выражение говорит о том, что люди в строительстве дома старались помогать друг другу. Это действие символично, так как несёт в себе идею самодостаточности мира (т.е. община замкнута сама на себе). Если дом строить при таких условиях, то он будет крепким, прочным: «дом строили усем мирам // была раздиленья труда // дапусьтим дети / деуащки / им давали или штукатурить / другий паднасили землю / а старшийи мясили ногами // тада жалели дятей // найомных рабощих брали ретка // часта семьйами / роцвиники / то тот придот / то тот придот //» (Багаевский р-н, ст. Маныческая).

Дом могли строить также и плотники. Им приписывались тайные способности, знания, связанные с нечеловеческой природой. Плотники могли сделать так, что построенный ими дом оказывался непригодным для проживания: в нём поселялась «нечистая сила». Для этого они использовали необходимые предметы. Например, такими являются – гусиное перо, при строительстве печки.

«если ани гусинае пяро привяжуть / там труба идёт / прилепють / от тожы тада чой-тъ будить // дым наръна будить итить / да а то сажа там патикёт //» (Шолоховский р-н) Или могли использовать пустую бутылку: «как заплатишь / могут ани бутылку пустую ставять у фундаминти / здесь будит ана завывать //» (Усть-Донецкий р-н, ст. Раздорская).

Когда дом построен, первой в него должна войти кошка. Она в народных представлениях наделялась различными демоническими функциями. Только после кошки заходят сами хозяева дома. Текст из Шолоховского района: «када в новый дом заходят / гаварят нада сперва кошку бросить / штобы ана пирначавала / а патом захадить с-ыконай // паставить иё ф пиредьний угал / тада только фсиляца // штобы какии беды / штобы ани на кошку //»

Само действие, «пускание» кошки, символично. В данном случае, на мой взгляд, оно имеет значение «запускания», начало нового жизненного процесса, жизни в новом доме. После этого дом обязательно нужно освятить. Таким образом жилище очищалось от всех нечистых духов: «я приглашала батюшку // я как вот эта пастроили дом / набилила / накрасила // дет паехал // пасвитили мы хату // папочивали и батюшку // ну там жы он приглашал сваих пефчих // пасвитил он и саpай и пасвитил / и па дому хадил //» (Усть-Донецкий р-н, ст. Раздорская).

Местом обитания «нечистой силы» в доме считалась печь и границы дома – окно, порог. Для того чтобы не позволить злому духу проникнуть, жильцы «закрещивали» эти места (чаще всего ночью, перед сном, либо по календарным праздникам).

В этнолингвистическом словаре «Славянские древности» даётся следующее толкование слову «закрещивание»:

Закрещивание – в славянской магии осенять крестным знамением охраняемый объект, изгоняя зло (болезни, нечистую силу и пр.). Семантика закрещивания в народной магии определяется универсальной символикой креста как одного из главных элементов христианской культуры. Слово «закрещивание» близко таким глаголам, как «запирание», «закрывание», «заграждение» и под. Таким образом, закрещивание применяется для защиты охраняемого объекта или пространства от «нечистых сил».

На основе собранного материала можно сделать следующий вывод. На территориях всех исследуемых районов наблюдается одна и та же картина: произошло исчезновение специальной обрядовой лексики. Скорее всего, на это подействовала редукция обрядовых действий. Как видно из текстов, сохранились только описательные конструкции, приуроченные к строительству и переходу в новый дом, а также сохранилась связанная с ним мифология.


Историко-культурные и природные исследования
на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 3, 2007 г.
Библиографический список
[1] Байбурин А.К. «Строительная жертва» и связанные с нею ритуальные символы у восточных славян // Проблемы славянской этнографии. – Л., 1979
[2] Байбурин А.К. Восточнославянские гадания, связанные с выбором места для нового жилища // Фольклор и этнография. – Л., 1977
[3] Байбурин А.К. К описанию структуры славянского строительного материала. // Текст: семантика и структура. – М., 1983
[4] Большой толковый словарь донского казачества. РГУ. – М., 2003
[5] Славянская мифология (энциклопедический словарь). – М, 1995
[6] Славянские древности (энциклопедический словарь). I–II т.
[7] Зеленин Д.К. Тотемы–деревья в сказаниях и обрядах европейских народов.
- 1   2   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Деревянные дома по низким ценам: проекты загородных домов. Звоните 8 (495) 961-68-62
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик