Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Обряды и традиции казаков

Лексика, связанная со строительством и переходом в новый дом

- 1   2   -
Попова А.Д.
ГУК РО «Раздорский этнографический музей-заповедник»,
ст. Раздорская

При изучении данного вопроса было проанализировано 66 текстов, собранных в семи районах Ростовской области: Шолоховском, Константиновском, Азовском, Тарасовском, Багаевском, Усть-Донецком и Цимлянском. Таким образом, удалось охватить территорию Верхнего, Среднего и Нижнего Дона. Также в данной работе используется Большой толковый словарь донского казачества.

При анализе собранных текстов мы можем наблюдать следующее: в каждом районе и по настоящее время сохранились обряды, связанные со строительством и переходом в новый дом. Со временем они претерпели некоторые изменения, а именно: произошло сокращение и усовершенствование ритуала строительства.

В ходе анализа собранных текстов были выделены три группы лексики:

1. собственно обрядовая лексика;

2. название персонажей, которые являются покровителями домашнего очага;

3. лексика, приуроченная к описанию обряда строительства.

Первая группа – собственно обрядовая лексика, практически совсем не фиксируется. В ходе исследования был найден лишь термин «входины». В большом толковом словаре донского казачества даётся следующее толкование: «входины» — новоселье: «када дом мы пастроили вот эта жы называица фходины» (Чертковский р-н, х. Сетраки).

Несмотря на то, что собственно обрядовая лексика практически не фиксировалась, мифологическая сторона строительства и перехода в новый дом, сохраняется. И наблюдается это на территории всех исследуемых районов.

Ко второй группе – название персонажей покровительства домашнего очага — относятся следующие: домовой, хозяин, домовик. Домовой чаще именуется по месту обитания: домовой, домовик. В собсранных текстах традиционно распространён образ домового: «он у каждам доми живет / наверна на чирдаке // я ни видала // вот нидавна видил хто-та / толька бис хваста иво видили//» (Усть-Донецкий р-н, ст. Раздорская).

Название домового может отражать и его статус в семье. Например, в текстах, собранных на территории Багаевского района встречается равнозначное домовому название «хозяин». Следующий текст иллюстрирует обрядовое действие при переходе в новый дом: «када у новый дом пириходять / завут дамавова с сабой // хазяин пайдем в дом / на начь воду аставляйуть / если атпил / значить пришол //». Наряду с мужским образом домового существуют женские соответствия этому персонажу – это мифологические хозяйки дома. Они могут носить следующие имена: домовиха, домовилиха, хозяйка (модовиха, домаха). Данные названия были взяты из Большого толкового словаря донского казачества и этнолингвистического словаря «Славянские древности».

В текстах встретилось только последнее название – хозяйка. Например, в Цимлянском районе, х. Карпов «у нас так гаварили / если куда пьрийижаишь или пастроилса / нада пазвать дамавова с-сабой // два дамавых / хазьайн с хазьаичкай / я ухажу / пайдьемте са-мной / так гаварили //».

Третья группа – лексика, приуроченная к описанию обряда строительства – самая обширная. Она устойчиво фигурирует на территории всех рассматриваемых районов. На данной группе мы остановимся и рассмотрим её более подробно.

Всю лексику можно разделить на 4 класса:

1. конструкции, связанные с выбором места для будущего дома;

2. процесс закладки дома;

3. строительство;

4. освящение построенного дома, новоселье.

Гадания при выборе места для будущего жилища и по настоящее время сохранили тесную связь с ритуалом. Место для строительства нового дома могли указывать при помощи специальных внешних признаков: является оно сухим или сырым, (естественно, что влажность считалась неблагоприятным качеством) там, где растёт себирёк, место считается наиболее благоприятным для строительства дома и т.д.

В выборе места для будущего дома кроме внешних признаков немаловажное значение придавалось гадальным мероприятиям. В данном исследовании эта группа лексики не рассматривается. Она будет являться проблемой будущего изучения.

Если выбранное место для строительства нового дома испытало проверку по внешним признакам или по неким гадальным действиям, то считается что место «аблюбовали». Я попыталась проанализировать данное слово. На мой взгляд, приставка «об» несёт в себе семантику «обхвата», с целью присвоения чего-либо себе. Можно привести следующие примеры: объединить, обтянуть, обхватить, т.е. замкнуть в какое-либо пространство. В слове «аблюбовали» также чувствуется эта семантика. «Облюбовать», дословно — «объять любовью», т.е. распространить свою любовь и закрепить её за этим пространством. Таким образом, место, которое облюбовали, считалось присвоенным будущим хозяевам дома «от аблюбавали / будуть строица //» (Шолоховский р-н, х. Лебяженский).

Все устойчивые выражения, относящиеся к закладке дома, являются этапом, который предваряет само строительство. Первым существенным моментом здесь считается маркирование углов и соответственно границ между домом и остальным пространством. В результате этого действия., пространству приписывается некоторое символическое значение с признаком «внутренний–внешний» и противопоставляются углы середине дома. Например, в Шолоховском районе для разделения границы дом/не дом встречается процесс забивания осиновых кольев: «па-углам читыря кола / иде будиш строица // нада этат асинавый кол и забить, штобы беды ни прихадили //»

При закладке дома не меньшее значение придавалось выбору времени для начала строительства. Оно считалось благоприятным, если выпадает стройка по срокам на Троицу. Например, в Тарасовском районе встретился следующий текст: «на троицу рубили веточки и фсигда / если стройаца / то уже пpибиpайуть эти палачки и стройуть // и па каждаму углу кладуть / шоп прибытийе було и щасьтье //». Одним из фрагментов славянского строительного обряда является жертвоприношение, совершаемое в магических целях при закладке дома. Оно обеспечивало его прочность и долговечность, а также благополучие хозяев. По Байбурину, семантика строительной жертвы основана на уподоблении строительства дома сотворению мира, который, согласно космогоническим преданиям, был возведен из жертвы.

- 1   2   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Подать объявление бесплатно - продать антиквариат. Антикварные книги.
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик