Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Раздорский городок
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 

Археологические памятники

Кочевники. Опыт хронологии

- 1   2   3   4   -

Есть несколько современных легенд о богатых находках в виде золотых статуэток, подземном ходе с железной цепью, о турках, которые хотят производить раскопки и имеют план, где указаны зарытые сокровища. Но это тоже фольклор, хотя и более поздний, с вечным мотивом всех сказок о неожиданном и лёгком счастье.

В литературе встречаются иногда другие трактовки времени и принадлежности Семикаракорского городища. Например Е.П. Савельев в «Истории казачества» пишет: «Близ устьев Дона процветал торговый и многолюдный город Тана или Азов. Значение Таны простиралось далеко на восток в степи, где веницианцы имели особые фактории и укрепленные складочные для товаров места, как, например, при устьях р. Сала, близ нынешней Семикаракорской станицы.

План этого укрепления, снятый мною в 1905 г. с натуры и ныне хранящийся в Донском музее, ясно говорит, что крепость эту строили итальянские инженеры в XII или XIII вв.»

Но раскопки определенно относят городище к хазарам и будущие исследования дадут много любопытного и важного.

В заключении хотелось бы обратить внимание на один важный момент. В книге «Очерки географии Всевеликого Войска Донского», изданной в Новочеркасске, автор упоминания о Семикаракорской станице пишет: «В окрестностях находится городище хазаро-половецких времен в виде правильного четырехугольника валов с курганами и развалинами башен – на правом берегу реки Сала».

Сейчас городище находится на левом. На старых дореволюционных картах устьевая часть Сала показана в виде двух больших петель. Сал впадал в Дон против ст. Раздорской. Верхняя петля, имевшая длину приблизительно 14 км, носина название Салок. Несколько ниже Семикаракорска Дон образует весьма крутую излучину, глубоко впадающую в его пойму. В эту излучину прежде впадал небольшой ерик, протекающий по неглубокому понижению местности между Доном и Салом, носящему название «падина». По падине стекали избыточные воды Дона, затопляющие пойму Сала.

В половодье 1917 г. на указанном крутом изгибе произошел большой подпор Дона и очень значительно вылив воды. В результате по ерику, протекавшему по «падине», образовался прорыв берега Дона и сложилось новое устье Сапа. Одновременно с этим произошёл прорыв шейки петли Салок образовавший новый приустьевый участок Сала.

В результате образования нового устья Сала старые петли – кривая и Салок – превратились в отмирающие староречья.

Я считаю этот момент важным для понимания положения и значимости прежней крепости и для правильной ориентировки в отношении других событий.

Печенеги непродолжительное время властвуют на Нижнем Дону. К середине XI в. их вытесняет другой племенной союз – половцы.

Половцами их называли только русские летописцы, в Европе их называли кунами, валанами, а сами себя они называли кыпчаками. Нижний Дон стал называться Дешт-и-Кыпчак-Половецкая степь. На несколько столетий закрепилось это название за землей, на которой мы сегодня живем.

Во главе племенного объединения стоял хан, ему подчинялись несколько родовых князей – беков, свободный воин, глава феодальной семьи носил титул бея. Именно с приходом половцев начинается переход от прямого меча к сабле – оружию не претерпевшему существенных изменений до наших дней.

Как и все кочевники половцы были лихими воинами и походы на соседей были одной из форм экономической жизни. Набеги на Русь были частыми и разрушительными. Хотя со временем возникают и другие связи – торговые, брачные.

Некоторые современные историки склонны рассматривать войны с половцами как междоусобные войны между родственниками. Есть такие мотивы и в «Слове о полку Игореве». Успешные походы предпринимал пропяв половцев Владимир Мономах, поход Игоревой рати был трагическим.

Как и большинство кочевых народов, растворились и половцы, некогда многочисленный и воинственный народ, оставив свой след в именах курганов и степных балок, в летописных сводах. Еще от них остались знаменитые «каменные бабы». Средневековый путешественник В. Рубрук рассказывает о погребальном обряде кипчанов. «Команы насыпают большой холм над усопшими и воздвигают ему статую, обращенную к востоку и держащую у себя в руках над пупком чашу».

«Бабы» – своеобразные изваяния, установленные на вершинах холмов и курганов в память об умерших воинах и героях. Есть сведения, что перед этими идолами половцы приносили в жертву не только животных, но и людей. Сами половцы называли их «балбалы».

Фигуры эти скромны и отрешенно бесстрастны, и возможно эта азиатская непонятность обрекли их на участь межевых столбов, фундаментов для казачьих домов и т.д.

Были такие фигуры и в наших местах. Возле х. Каныгина, недалеко от ст. Раздорской, до Великой Отечественной войны посреди виноградников стояло множество половецких каменных баб. На вопрос о том, кто и когда оставил в садах эти изваяния, старая жительница хутора ответила: «Испокон веков стоят идолы, а кто и зачем их поставил, не знаем». Сейчас этих фигур уже нет. Одна из них в музее Закруткина. Другие в музеях Ростова, Новочеркасска, Раздор. А курганы справа от дороги из Семикаракорска в Каныгин – возможно половецкие захоронения, но они еще не исследовались.

Местные «каменные бабы» высекались из песчаника, известняка, ракушечника. Некоторые были тщательно проработаны и отшлифованы, чтобы избежать выветривания и, по-видимому имели портретное сходство. Высота их от 1,3 до 3,5 м.

Чаще всего это мужские фигуры, стоящие или сидящие. Они несколько однообразны. Это крепко сложенные, сильные воины с круглыми или коническими шлемами на голове. На груди у них защитные ремни с металлическими бляхами. У пояса нож, гребень, кресало, мешочки, иногда лук, колчан и сабля. Ясно обнаруживается различие в лицах.

Половецкая монументальная скульптура XI – XIII веков – самобытное явление древней культуры. Ваятели, создавшие ее, руководствовались каноном, но ни одна из статуй не повторяет другую. Скульптуры различны по типу, имеют хотя и сходные, но совершенно индивидуальные черты. Образы половецкой пластики передают облик и характер исчезнувшего в веках народа. В этом их художественная и историческая ценность.

- 1   2   3   4   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Садовые Качели милан- купить Качели милан с доставкой.
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик