Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Раздорский городок
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 

Археологические памятники

Кочевники. Опыт хронологии

- 1   2   3   4   -

Как обычно бывает внутри крепостей, находок мало – фрагменты кухонных горшков, парадных лощеных сосудов и тонкостенных рифленых амфор. В отчетах упомянуты точило, грузило, трехлопастный железный наконечник стрелы и др. Внутри башни зафиксированы остатки четырех металлоплавильных печей, видимо, возникших после того, как башня потеряла боевое значение. К западу от башни обнаружено восемь скелетов людей.

Время существования этой самой западной из донских крепостей Хазарского каганата – VIII – начало IX вв. Все материалы раскопок хранятся в фондах Таганрогского музея. Руководил работами B. C. Флеров.

Следует обратить внимание на два момента. Согласно сообщениям летописей в строительстве крепости Саркел принимали участие византийцы, но, несмотря на это, и Саркел и наше городище сооружены в местных (варварских) традициях: возведены мощные валы и рвы, стены построены без фундаментов, внутренняя площадь крепости поделена на несколько частей. Византийцы, возможно, посоветовали использовать кирпич для стройки, но в каганате кирпичное строительство уже хорошо знали и до этого – размеры кирпича и у нас, и в Саркеле не византийские, т.е. то, что сейчас называется грубой керамикой, как производство было уже налажено на месте.

Использовавшая тонкая керамика – бытовая – изготавливалась на гончарном круге (амфоры, кувшины) и вылепленная в ручную (горшки-корчаги), занималось этим болгарское население, подчиненное хазарскому каганату.

Следует сказать, что в настоящее время, уже несколько лет, ведутся раскопки цимлянского городища (на противоположной стороне от Саркела), считается, что это летняя ставка кагана, и в раскопках принимают участие, финансово и лично, сотрудники Еврейского Иерусалимского университета – можно провести исторические параллели.

Наше городище в последние годы не исследуется, но активно раскапывается «серыми археологами» – каждый год появляются новые ямы. Иногда предметы из этих раскопов «всплывают» – в январе 2001 г. в скупке золота появилась золотая серьга из хазарского захоронения на городище.

Серьга обычная для хазарской культуры – носилась она в ухе, вес 4,5 г, золото 900 пробы, техника исполнения корнеры (на Руси называли «зернь»). По слухам в раскопе был череп лошади, остатки седла, меч, в ногах горшок – это обычное захоронение для того времени.

В своей книге Плетнева пишет: «Большой интерес представляет и название соседней с городищем станицы, никак не объяснимое из известных источников XVI – XVII вв. – времени возникновения казацких станиц на Дону. В слове вполне различимы три тюркских корня: semiz – крепкий, kara – черный или sara – желтый, kel, kal – крепость. Следовательно, Семикаракор означает крепкая (сильная) черная (или желтая) крепость. Городище еще только начинает исследоваться, но есть некоторые основания считать его остатками разросшегося из крепости города (посадское население могло селиться вокруг крепости – на холме)».

Как водится, вокруг такого рода объектов возникает много слухов и легенд. Например, в газете «За изобилие» публикации о раскопках сопровождались комментариями о том, что крепость была взята штурмом, причем неожиданным, ссылаются при этом на те очаги, что нашли в башне, – враги напали так; неожиданно, что очаги не успели потушить. Но очаги металлоплавильные и гораздо более позднего времени, а подобраться к крепости незаметно нельзя – достаточно побывать там, чтобы увидеть, что крепость занимает господствующую высоту и пространство перед ней просматривается на много километров, и окружена была водой почти со всех сторон.

Крепость эта умерла «собственной смертью», когда пришло в упадок государство, и вместе с ним потеряли значение и крепости, свидетельств о том, что там велись боевые действия, нет, т.е. крепость оправдывала свое название (если верить Плетневой) – была крепкой и сильной и никто не покушался испробовать эту силу.

А публикации такого рода – это попытки романтизировать историю, но необходимости в этом нет.

Еще одна местная легенда связана с этим курганом – об Алёнкином броде. Согласно ей, курган был местом турецкой крепости (хотя турки здесь появились гораздо позже и были в других местах), в которой томилась похищенная пашой казачья дочь Алёнка, неописуемая красавица и гордячка. Силой сделал ее паша своей женой, души в яей не чаял. А когда родила она сразу сына и дочку, весь гарем разогнал, голову от любви к ней потерял. Но не теряла ее Алёнка, носила думу тайную – вернуться домой. И по весне вырвалась из крепости на горячем скакуне. Турок-янычар послал за ней в погоню. Оторвалась от них Алёнка, да замешкалась Сусатом-рекою. Сусат, по-турецки, прозрачная вода значило. (На самом деле это тюркское, и есть вариант – гнилая вода). Но в ту весну ее так перекаламутило, что еле нашла в ней брод беглянка. Проскакала намётом поле. А впереди Дон. В него с конем с ходу бросилась. К этому времени подскакал к берегу сам паша. Стал звать, заклинать Алёнку, не его ради, детей жалеючи, вернуться. А она то ли не слышала, то ли слышать его не хотела, один берег родной впереди видела, на который высыпала вся станица.

Тогда взял в руки лук паша. Стрелком он был отменным: на лету любую утку из косяка мог подстрелить. Первую стрелу пустил рядом с Алёнкой. Второй коня убил. Натянул в третий раз тетиву. Закрестились казаки. Замерли турки. А паша откинул лук и сам в Дон, еле янычары его удержали.

Добралась живой до своих родных Алёнка. И недолго жила кукушкой. Собрались в ватагу удалые казаки и темной ночью ворвались в турецкую крепость. Переполоху наделали, страху нагнали. Но понапрасну никого не тронули. Отобрали у нехристей детей Алёнкиных и через ее брод да через известный им перекат на Дону к утру назад вернулись. С той поры есть на нашем обмельчавшем Сусате место, которое Алёнкиным бродом называется.

(Есть вариант этой легенды, где паша сам приводит детей). В таком виде обычно излагают эту легенду. Это классический образец фольклора, в народных традициях и как фольклорное произведение безусловно имеет право на существование. Но никакой исторической основы, ни реальных событий за этой легендой нет.

- 1   2   3   4   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Купить здесь http://ritual-granit.ru/ траурный зантегащ.
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик