Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Раздорский городок
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Станица Раздорская

К вопросу о местонахождении Раздорского городка и вероятных «корнях»
казачьего жилища

- 1   2   -

К сожалению, на старом острове, как раз в его западной части, сейчас расположены рыборазводные пруды. Наиболее вероятно, что при их сооружении были срыты остатки Раздорского городка, первой столицы донских казаков. Досадно, что в 1950 г. этой карты не было у З.А. Виткова, возможно он успел бы исследовать городок до сооружения прудов.

Не менее интересен вопрос о вероятных «корнях» казачьего жилища. Небольшой обзор по этой теме представлен в работе В.Н. Королева [7]. Самый большой разброс суждений о корнях казачьего куреня. Разные авторы видят разные истоки и влияния: тюркское, городское золотоордынское, турецкое, кавказское и т. д. Мне ближе мнение В.Н. Королева о славянских истоках и, по моему мнению, с доминирующей русской линией.

Казачий курень [8] представляет собой подквадратное строение в два уровня с пирамидальной крышей и часто с балконом-галереей. Нижний уровень сложен из камня и разделен на 2 неравных помещения; вход – со двора. Верхний этаж из дерева, пластин, и делится на 2 неравных части: малая часть кладовая и веранда, большая – от 3 до 5 жилых комнат. Центром была печь, к которой и сходились перегородки всех комнат.

Считается, что такие курени появились очень рано и были доминирующим жилищем у казаков. В тоже время встречаются описания станиц, застроенных «жалкими лачугами под соломенными крышами» [8].

Сейчас трудно найти старые дома без капитальной перестройки. Прежде всего, меняли русские печи на угольные со сложной системой дымохода, встроенного в стену. Во время многочисленных археологических экспедиций нам часто приходилось снимать временно пустующее (после смерти стариков) старое жилье: как правило, это были деревянные курени и флигели с 2-мя жилыми помещениями; печь находилась между комнатами. Флигели с двускатной крышей, к одной из комнат сбоку (не с торца) были пристроены сени с кладовкой; веранды часто не было. В одном случае флигель был с земляными полами (Вешенский район, х. Поповский). Ни разу нам не встретились землянки (полуземлянки), но в некоторых населенных пунктах они доживают до 60-х годов 20 века. Так, в х. Верхние Грачики (Тарасовский район) по словам Марии Прокофьевны Донченко (девичья фамилия). 1925 г. рождения, последние полуземлянки были оставлены только в конце 60-х годов. В 2001 г. мы снимали у неё большой с верандой флигель дореволюционной постройки, первый хозяин И.М. Гришанов. В 60-е годы после смерти мужа Мария Прокофьевна сама построила дом (флигель), полностью повторив старые традиции. По словам хозяйки я других местных жителей, в отличие от наземных домов, стены полуземлянок строились иначе. Сначала устанавливались вертикальные столбы с продольными пазами; между столбами в пазах закреплялись короткие пластины. При дороговизне стройматериалов это позволяло использовать короткомерный (некондиционный) строительный лес. Такие стены назывались заборка. В хуторе некоторые хозяйственные постройки имели такие стены; крыша опиралась только на вертикальные столбы. Также, по словам местных жителей, полуземлянки были более теплыми, меньше требовалось дров и возможно, еще, поэтому они довольно долго были популярны у простого народа.

Чаще хозяйственные постройки имели стены из плетня, обмазанные глиной и побеленные известью. Крыша опиралась на вертикальные столбы, выдвинутые за линию стены. Этот прием широко представлен в округе станицы Митякинской. При таком приеме крыша не опиралась на стены и имела более автономный характер. Около флигеля М.И. Гришанова раньше стояла летняя кухня в три окна со стенами из плетня. Возможно, что в старину могли встречаться и жилые постройки с такими стенами. Стены типа «заборки» жилые дома точно имели; так, в станице Вешенской зафиксирована старая постройка с такими стенами [8].

В 2004 г. мы прошли по р. Хопер от Урюпинска до ст. Слащевская (Волгоградская обл.). Мною было обращено внимание, что старые (уже брошенные) дома крыты соломенными четырехскатными крышами. В х. Плес это были флигели в 2 жилые комнаты; крыты четырехскатной крышей вытянутой формы. В х. Шакин старый брошенный курень также имел соломенную пирамидальную крышу. В Ростовской области мне известны только хозяйственные постройки с такими крышами. Это, прежде всего, ст. Митякинская с округой. Длинные прямоугольные постройки имели вытянутые четырехскатные крыши, т. е. двускатные со скошенными торцами. Небольшие квадратные хозяйственные постройки имели пирамидальные соломенные крыши. В целом можно сделать вывод, что соломенные четырехскатные крыши в прошлом были достаточно широко распространены. При дороговизне (дефиците) качественного строительного леса всегда вставал вопрос, как закрыть торцы двускатной крыши. Самое рациональное решение – сделать их также покатыми, как и боковые грани. В случае квадратной формы постройки такая крыша получала пирамидальную форму.

Если обратиться к этнографии, то увидим, что длинные четырехскатные крыши были широко распространены: по югу средней полосы России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Польши, Сербии и т. д. [13].

После краткого обзора старых построек рассмотрим их вероятные «корни». Для этого, прежде всего, посмотрим, откуда приходили казаки на Дон. Подавляющее большинство донских казаков было из великороссов (русских) [12]. Для примера рассмотрим сведения 17 века по некоторым казачьим городкам [6]. Городок Донецкий (1677 г.); казаки были из разных мест – из Москвы, Воронежа, Козлова, Костенки, Ряски, Коротояка, Ольшанки, Ельца и Умани. Иловайский городок – из старого Ряского городка, Тамбова, Козлова и Коротояка. Качалинский городок- из Перяславля Рязанского, Тамбова, Козлова и Коротояка. Сами казаки отмечали: «... на Дону не все природные тамошние казаки, а также и те, которые прибегают на Дон изо всех чинов Москвы и из городов, и прямых де природных донских казаков нет на Дону и трети» [6]. Большинство казаков было с юга средней полосы России, еще не сильно затронутой крепостным правом, или говорили, что они оттуда, чтобы избежать розыска. В 17 веке царская администрация приглашала выходцев и с территории нынешней Украины, порой выплачивая им даже «подъемные». Следует обратить внимание еще на один косвенный факт: два озера на Нижнем Дону имеют наименование – Ильмень. Это видимо можно связать с переселением северорусского населения. Как известно, озеро Ильмень есть в Воронежской области, но самое известное и старое, конечно, около Новгорода Великого. Известно, что еще Иван III после присоединения Новгорода, переселил часть новгородцев на юг [6].

Люди, приходя на Дон, должны были сохранять и характерные для своего района традиции строительства жилья. Как можно судить по вышесказанному, основной район находился к югу от Москвы. Часть населения была с земель Новгорода Великого и часть – из Малороссии. Основной район приходился на земли вятичей, в ареал расселения которых входили и верховья Дона.

В до монгольское время (12-13 вв.) на этой территории известны два типа жилых построек [9].

1. Наземные рубленные избы [9]- были в основном однокамерные, подквадратные (3,5x4,3 м) или квадратные, от 4х4 м до 6х6 м. Изнутри стены домов часто выравнивались глиной и белились. Обычными были соломенные крыши. Срубы часто ставили на опорные столбы-стулья (реже они были из камня), с расстоянием между ними около 0,75 м. Иногда пространство между опорными столбами закладывали камнями; также редко встречался каменный фундамент. Довольно часто представлены подпольные ямы- от небольших по размерам, до настоящих подвалов, обшитых досками. Печи ставились в одном из углов и были, как правило, из глины, камня. В это время появляются печи и из кирпича. В это же время появляются и застекленные окна пластинами слюды.

Как видим, уже в древности знали, что квадрат наиболее выгоден. Сравним квадрат и прямоугольник равной площади: квадрат 4х4=16, прямоугольник 2x8=16, длина периметра у квадрата 16, а у прямоугольника – 20. Разница составит 4, длина целой стены.

2. Углубленные жилища [9] (полуземлянки и землянки). Большинство построек имеет столбовую или каркасную конструкцию. Редко представлены срубы, поставленные в котлован. Стены порой состояли из вертикальных плах; чаще представлена другая конструкция: вертикальные столбы с продольными пазами, в которые вставлены горбыли или пластины, т. е. полностью совпадает с описанной выше «заборкой». Крыша опиралась на столбы. Полы были деревянные или глинобитные. По размерам землянки были меньше наземных домов.

В позднее время (15 – 17 век) традиции сохраняются, срубы также квадратной формы, их рубят из бревен в 2, 3 и 4 сажени. В это время чаще стали встречаться дома из двух жилых комнат с 1 печью в одной из комнат, так называемые пятистенки. Обычными стали избы в 1 жилое помещение, к которому были пристроены сени с кладовкой.

В этом плане показательны усадьбы на территории Старой Рязани [5]. Там были представлены и избы в одно помещение с сенями и избы в два уровня, с подклетями. Такие дома имели немного углубленные хозяйственные подклети, которые были немного меньше наземной избы. Подклети вверху имели небольшие оконца и опорную «колону» под печкой, стоявшей в верхнем помещении. Стены подклети выполнены на манер «заборки», вертикальные столбы и поперечные пластины. Сруб избы был приподнят над землей и опирался на мощные опорные столбы-стулья диаметром 0,4 м, вкопанные в землю на 0,6 м. Избы отапливались по черному, имели окошки с пластинами слюды. Рядом с одним из домов находилась хозяйственная землянка-погреб. Расположение строений свободное и весьма близко казачьим усадьбам.

Двухэтажные строения (изба с подклетью) характерны для России севернее Москвы, регион достаточно сырой и болотистый. Но сама Москва, судя по старым европейским гравюрам, сплошь была застроена двухэтажными домами. И, как видим, представлены они и на юге средней полосы.

В казачьих городках по Дону, которые периодически затапливались, прежде всего, должны были получить распространение именно такие избы на мощных опорных столбах с хозяйственными подклетями. По-моему это было начало формирования казачьего куреня.

При дефиците качественного строительного леса распространение получила четырехскатная тростниковая крыша. Промежутки между опорными столбами, вероятно, сначала закладывали камнями, а затем низ стали делать полностью из камня. Не зря в первой росписи указывается место, где можно жечь известь.

Обратимся теперь к материальной культуре казаков-некрасовцев, покинувших Дон после подавления восстания К. Булавина в начале 18 века и сохранивших многие черты казачьей культуры того времени [1]. Свой дом они вообще называли не курень, а хата, которая имела форму вытянутого прямоугольника и состояла из 3 помещений расположенных в 1 ряд: теплая комната с русской печью, собственно хата – светлая парадная комната, чулан; кладовая, сарайка. Стены из досок, полы земляные. Изредка дома имели веранду, подлысины. Новая деталь, это появление веранды.

Вероятно, довольно быстро казаки стали пристраивать сени с кладовой не с торца, а сбоку к одной из двух комнат. Свободное угловое пространство приспособили под веранду. Жилище вновь приобрело квадратную форму.

Развитие многокамерного жилища связано с системой отопления. В средней полосе в одной комнате ставили русскую печь, а во второй – вспомогательную, голландку, часто украшенную нарядными изразцами, которую топили второсортным топливом. При дефиците топлива только печь с трубой можно было поставить в центр и отапливать сразу все комнаты. Расположение дверных проемов по кругу также способствовало циркуляции теплого воздуха.

На Дону относительно рано появился кирпич, так по консультации с Л.И. Мазур, научным сотрудником Старочеркасского музея-заповедника, известно, что в середине 18 века в станице уже работали 12 кирпичных заводов. К первой половине 18 века можно отнести более тонкие, как правило, недожженные кирпичи. Именно такие кирпичи шли на печи.

В целом можно так представить развитие жилища: однокамерное (квадрат) – двухкамерное (прямоугольник) – многокамерное (вновь квадрат).


Историко-культурные и природные исследования
на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 2, 2004 г.
Библиографический список
[1] Абрамова Т. Бытовая культура казаков-некрасовцев конца XIX – начала XX веков // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. – Ростов-на-Дону, 1988.
[2] Агафоноф А.Н. Область войска Донского и Приазовье в дореформенный период. – Ростов-на-Дону: РГУ, 1986.
[3] Витков З.А. Отчет об археологической разведке Раздорского казачьего городка – Ростовской области. – № 479. – Ростов-на-Дону, 1950.
[4] Витков З.А. К вопросу о местоположении нижнедонских казачьих городков // Ученые записки Мурманского государственного педагогического института. Том 2. – Мурманск, 1958.
[5] Даркевич В.П. Усадьбы XVII века в Старой Рязани // РА, 1994. – №1.
[6] Кобяков С.Г. Заселение Дона в XVI – XVII вв. // Ученые записки Ленин-градского государственного педагогического института. Т.10. -Л., 1955.
[7] Королев В.Н. Донские казачьи городки // Донская археология. – Ростов-на-Дону, 1999. -№1.
[8] Лазарев А.Г. Казачий курень. Традиционное народное жилище Донских казаков. – Ростов-на-Дону.
[9] Никольская Т.Н. Земля вятичей. М., 1981.
[10] Рогудеев В.В. Отчет о проведении охранно-спасательных раскопок поселения и грунтового могильника «Монастырское урочище» в Аксайском районе Ростовской области в 2001 г. // Архив Ростовской областной инспекции по охране и эксплуатации памятников истории и культуры. – Ростов-на-Дону, 2004.
[11] Смоляк А.Р. Исследование памятников археологии на острове Пореч-ном в 1992-97 гг. // История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: Проблемы межэтнических отношений. – Ростов-на-Дону, 1999.
[12] Черницын С. Этнокультурные процессы на Дону и образование казачества ( XVII – XVIII вв.) // История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. – Ростов-на-Дону, 1999.
[13] Этнография / / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. – М., 1982.
- 1   2   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик