Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Обряды и традиции казаков

Граница поселения в устных рассказах
жителей станицы Раздорской

- 1   2   -
Власкина Т.Ю.
Ростовский государственный университет,
г. Ростов-на-Дону

Планировка станицы Раздорской принадлежит к уличному типу: несколько длинных улиц вытянуты вдоль берега реки и повторяют изгибы пересечённого рельефа местности. Очевидна зависимость расположения многочисленных переулков (кутков[1]) от сложной сети балок и родников. Поздний по своему происхождению уличный тип поселения, вероятно, возник на месте более древнего селения, поскольку визуально на склонах холмов фиксируются элементы беспорядочной и рядовой планировки. Это подтверждается и выявлением на территории станицы культурного слоя, датируемого XVII–XVIII вв. К сожалению, более точные границы и хронология культурных слоев, связанных с казачеством в современной ст. Раздорской и её окрестностях (за исключением поселения на острове Поречном), на сегодня не определены. Богатая событиями история станицы отразилась в многочисленных топонимических легендах, бытующих среди местных жителей. Среди них – объяснение происхождения таких топонимов, как Алёнкин Брод, Сонина Коса, Ермаков лес, Гавань Петра Первого.

«...А там от, за станицей. Я помню, мы да вайны бегали туда. Там дубы стояли, деревья фсякии были. Ермаков лес назывался. А пащиму? Ермак, шо ли приставал там. Плыл аттудава, с Волги, плыл вроди бы, и приставал. <...> От у нас тут на углу, называица угал... тут Пётр Первый приставал – гавань называлася, "гавань Петра Первава". Ну, там типерь иё писком занисло» (Скоробогатова А.П.).

«... Питрова гавань пачиму? Ну, што он шол с кораблями своими, гаварять астанавливался, гаварять, шо закапал он на острави клат, но иво да сих пор ни нашли...» (Сухорева Л.В.).

«... Ну, я тибе вот так... как я слышала, так я тибе расскажу, дедушка так расказвал, што када первый рас Ермак сюда подъехал, када уже казаки сюда пиришли, ужы туркаф выгнали. Ну чё? Станица-тa тут жы тока строилася, Бас(з)ки-та. А от там (на острове. – Т.В.) лисок был, ну, ищё то-олька дубчки. Вот они поехали там накапали дубов и тут насадили лес этат и так и назвали иво "Ермаков", патаму што он фсигда собирал там свой стан в этам лиску, фсигда он там собирал свой стан, ну, казачиства, и работал с ними. И дела ф том, рассказ такой был, што кагда он пирит смерть уже праижжал Раздоры и тожы на стану был, и ему так было плохо, што он ришил сваи даспехи – залатыи даспехи у ниво были, та этат, щит, – он закапал тут, на бугре. Как рас на Шкадином бугре, выше-то нашива дома, где наш дом был кагда-та. Там бугорчик так он и стаит, я тибе иво пакажу. Но! Знал адин дедушка, но он уже умир, уже сто двацать лет ему была. При мне он умир, этат дет. «Напротив зтава бугра, тут золото закапал грит, этат, сваи даспехи...» И так и паехали тада ани на Азофскае моря и там жы апять турки-тa подъехали, и вот ани жы опять паехали туда... (А вот этот лес говорят, что он священный?) Ну, как жы ни священный, када там фсида малебны служили, как жы так? (А когда там молебны служили, в какие сроки?) Дак вот как приижжаить он, так там малебин, покамест он уедит. (Ермак?) – Да» (Богучарская Е.Я.).

С названиями Алёнкин Брод и Сонина Коса связаны истории о девушках, бежавших из турецкого плена. Несколько текстов, зафиксированных в крайне редуцированном состоянии, имеют одну общую деталь: для того, чтобы уйти от вражеской погони, девушкам приходится переплывать Дон: «... Алёнкин Брод? Эта за Донам. Там утопла девушка, девушка, вот иё и называли так – Алёнка. Ана на Сусати жыла, aт татар ухадила и шла у станицу» (Смыкова Н.Д.). «Эта деушка, Соня, ана у плину была у семи братьев Каракоровых. Нито нагаи ани были, нито разбойники. Хотели ани... штоп жить с ней. И стала анна убигать и утопла, так нам объясняли. Соня, девачка была и утопла, назвали (это место. – Т.В.) "Сонькина каса"» (Чайка А.С.).

Показывая одну из заросших «диким садом» балок на границе ст. Раздорской и х. Пухляковского, местные жители рассказывают о явлении здесь, в ветвях шелковицы, образа Божьей матери. Такие видения старожилы описывают как предвестие будущих бедствий: «... А уот эта была у сороковом гаду или трицыть дивятам. А патом война началась. Немцы напали. И вот ана вот так являлась, и ветачка ни шылахнулася, и вот как ищщезла, и большы ни паявлялася». (Колодяжная П.А.).

Сохранение актуальности мифологического осмысления окружающего пространства среди населения, вероятно, подпитывается проводимыми в самой станице и окрестностях археологическими и краеведческими исследованиями. В то же время нельзя не отметить традиционный характер пространственных представлений, нашедших отражение не только в этих легендах, но и в ритуальной практике. По многочисленным свидетельствам старожилов, Ермаков лес до 50-х гг. XX в. был священным местом. В этот лес приходили женщины и молодёжь на Троицу, там же совершалась и общественная панихида.

«Как от Троица в июни месяцы, бегали, там эты ветки ламали, да прибигаим к дому, да чибурку панарвём, панасыпим у хати то па палам, то на сталы. Ветак наламаим, там эта... "троицкий лес" был: натыкаим у забор, у хату – визде: на хати па-панатыкаим... фсякии там деревья были. (Так этот лес – он тоже делёный был, чей-то или общественный?) Апществиный. А поели вырубили на драва, да и фсё. (А прежде можно было там рубить на дрова?) Тада не разрещали, а уш патом... (А венки на Троицу бросали в речку?) Брасали. Ну, мне ни прихадилася, а пастаршы нас так делали. Плили там с фсиво. Какая-та трава там растёть, есь ана и па балкам растёть, как от, знаишь, ёлащкай ана pастёть. Рвали ходили иё, да цвитощки тада жы были фсякии, панатыкають. И угадывали жы: если он (венок. – Т.В.) плывёть – знащица жы жыних найдёца шо ли, а если патанул – знащить... Песни жы пають...» (Скоробогатова А.П.).

[1] В работе использованы полевые материалы автора, записанные в ст. Раздорской в 1994, 2001 гг. Курсивом в тексте даны прямые цитаты речи информантов в орфографии с элементами диалектной транскрипции.
- 1   2   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Предлагаем изготовление пластиковых карт, широкий выбор и доступные цены! Автоматика для распашных ворот CAME с бесплатной установкой.
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик