Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Исторические исследования о казачестве

Казак – означает демократ

- 1   2   3   -

Казак – это лично свободный (вольный, независимый) человек, полноправный член всеобщего народного законодательного собрания (Круга, Хасы), имеющий право избирать и быть избранным в органы исполнительной власти различного уровня (атаман, тамада), имеющий право голоса при решении всех жизненно важных вопросов (войны и мира, распределения земли и различных угодий, судебных вопросов и т.д.). Только в таком контексте этот термин может означать «свободный, вольный», но более точным по смыслу будет значение – «демократ». И, самоидентифицируясь в современном социуме как «казак», не следует забывать о первичном значении данного термина. Данная трактовка термина «казак» находится в полном единении с вопросом о происхождении казачества и содержит смысловое значение не только самого слова, но и сущности явления.

Происхождение самоназвания и большинства сохранившихся традиций у казаков, бесспорно, указывает на основную и решающую роль адыгских народов в их происхождении, особенно низовых казаков. Вероятнее всего, адыгское население появляется на Дону вместе с тюркоязычньми болгарами, переселяясь на его берега с Западного Кавказа, в связи с вхождением Подонья в состав Хазарского каганата в VIII-Х вв. Тюркский язык становится господствующим на Дону, до постепенной смены его на русский, за счет накопления его носителей. Но в целом, казачество складывается на полиэтнической основе. Это признают и сами казаки, упоминая, что они от «... Горских народов...». К этим «народам», прежде всего, относятся аланы (предки современных осетин), сыгравшие значительную роль в формировании верхового казачества. Это подтверждается наличием археологических и письменных данных. Кроме алан, вероятно, имелись представители и других кавказских народов, т.к. этот этноним покрывал собой и иные народы (например, чеченцев и ингушей). Без сомнения, свой вклад в происхождение казачества внесли и более поздние представители тюркских народов (печенеги, половцы и др.). С VIII–X вв. на Дон начинают проникать славяне, ставшие в последствии основным миграционным потоком увеличения населения. Вероятно, уже в самом начале формирования казачества, при явном преобладании адыгов, население Дона было полиэтничным. Вливаясь в общины адыгов, инородцы, не являясь выходцами с Западного Кавказа, становились полноправными членами Хасы/Круга, т.е. «казаками». Многочисленные адыгские племена объединяются общим наименованием «черкасы», что означает жители «страны Касы» («чер» – на адыгском языке – страна). Донские казаки, сохраняя все черкаские (адыгские) традиции и обычаи, но, будучи полиэтничным обществом, остаются просто «казаками». Возможно, что «черкасами» назывались этнические адыги, а термином «казак» инородцы, являющиеся полноправными членами Касы. Интересно, что адыгское общественно-политическое устройство, их обычаи и традиции явились настолько привлекательными для «инородцев», что, заведомо, будучи в основном уже русскими, казаки говорят А. Ригельману о своем черкесском/адыгском происхождении, отказываясь от этнического родства. Профессор Н.А. Мининков считает, что причиной присвоения себе чужого этнонима казаками, является политической попыткой реабилитировать себя, отмежеваться от своего «неблагородного» происхождения, т.е. от беглых и холопов. Таким образом, он невольно подтверждает, что происхождение казаков от адыгов/черкесов вполне «благородно».

Основы менталитета адыгов заложены в глубокой древности и отражены в «адыгском этикете» – своде исключительно высоких общечеловеческих морально-нравственных норм формирования личности и взаимоотношений в обществе. Авторитет у окружающих народов и целый ряд других положительных качеств дают основание казакам гордиться родством с этим народом. Искренне жаль, что многие факторы, составляющие целостную сущность адыгского народа и, следовательно, казачества, в настоящее время во многом утрачены. И очень бы хотелось, чтобы современное возрождение казачества и адыгского общества, кроме внешних признаков возродило и основную морально-этическую составляющую. Это дало бы положительные результаты в улучшении решения проблемы толерантности не только на Северном Кавказе, но и целом в России. К сожалению, мало кто знает о существовании у адыгского народа уникальной системы – «Каса» плюс «этикет», которая основана на единстве общественно-политической системы и морально-этических норм, и способна с успехом решить проблемы не только толерантности, но и создания подлинно демократического общества. Раньше почти все народы Кавказа имели, по крайней мере, ростки или понимание этой системы, что вполне обеспечивало стабильность этнополитического сосуществования. Их утрата привела к явному ухудшению ситуации.

Если черкасами являются, по сути, все адыгские народы, включая черкесов и кабардинцев, то конкретный термин «черкес», в качестве этнонима относится только к населению Черкессии, когда князь Иная в качестве обоснования для заселения данной территории объявил, что эти земли принадлежали одному из родоначальников адыгских племен Кесу. И этноним «черкес» означает «житель страны Кеса – «чер Кеса». Впоследствии этот термин подменяет общеадыгское «чер Касы», т.е. житель «страны Касы/Круга» или «страны Демократии» и применяется для обозначения всего адыгского народа.

Запорожские казаки-черкасы также являются боковой ветвью, имеющей западнокавказские корни. Но их происхождение несколько иное, чем донских. Интересно, что, будучи переселенными на Западный Кавказ и Кубань, они возвращаются на свои исторические земли. Вообще, похоже на то. что роль северокавказских народов в формировании южнороссийского населения еще далеко не оценена и не осмыслена. Многие имеющиеся моменты и факты могут свидетельствовать об их весьма значительной, если не основной, роли в этом процессе.

Вероятно, именно с названием адыгского народного законодательного собрания – Хасы/Касы связано и название станицы Черкасской и города Черкассы (и, следовательно, Новочеркасска). Учитывая адыгское «чер – страна, территория», «чер Каса» можно перевести как «страна (территория) Касы», т.е. место, где проводится Законодательное собрание (Круг), а население этой территории – черкасы. В этом случае названия населенных пунктов можно перевести как «место проведения общего законодательного собрания, т.е. Кассы/Круга».

Сведение понимания казачества только как военно-служилой категории с его воинской доблестью и защитой Отечества вымывает и Умаляет саму сущность явления, заключающуюся, прежде всего, в общественно-политической системе. Проводимая в настоящий момент политика демократизации России может и должна учитывать многовековой исторический опыт регионов подлинной демократии – Дона и Северо-Западного Кавказа.


Историко-культурные и природные исследования
на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 3, 2007 г.
- 1   2   3   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик