Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Исторические исследования о казачестве

Казак – означает демократ

- 1   2   3   -

Единственной гипотезой о происхождении донских казаков, не требующей каких-либо допущений и связывающей происхождение и смысл термина, является предположение, выдвинутое еще Г. Байером и В. Татищевым о кавказских (черкесских) корнях казачества. Единое происхождение донских казаков и Черкасов (адыгов) подтверждается и мнением самих казаков, приведенным А. Ригельманом, которые считали, что «...они от некоих вольных людей, а более от Черкес и Горских народов, взялися...». Изучение традиций и образа жизни донского казачества и адыгов (черкесов) дает полное основание говорить о единых корнях этих народов.

Демократическая форма правления, готовность принять в свое общество инородцев и гарантировать им защиту, мореходные навыки, опыт пиратства, особенно против турок, и тип кораблей, воинская доблесть и храбрость, народная мудрость и хитрость, наличие особого воинского языка, оборонительные сооружения и архитектура, условия проживания (хуторская система), символы власти, чести и достоинства, особенности погребального и поминального обрядов, христианская религия и выборность священнослужителей из своей среды (до исламизации адыгов) и многие другие моменты, вплоть до виноградарства и почитания груши-дички – свидетельствуют о едином происхождении.

Античный и раннесредневековый период донской истории нельзя рассматривать в отрыве от Северо-Западного Кавказа – это единая территория. Зарождение принципов демократии на Кавказе относится к глубокой древности, о чем свидетельствует нартский эпос и античные письменные источники. Различный уровень развития родоплеменных отношений и степень феодализации привели к появлению различных форм управления, в т.ч. и демократии. К народам, сохранившим демократию как форму общественного управления, относятся адыгские племена. Эти племена, в разные исторические периоды, были известны под общими названиями – меоты (протоадыги), касоги, черкасы, черкесы. Но все племена имеют и свои собственные названия. Восточные адыгские племена кабардинцев и черкесов имели сословно-представительскую форму (аристократическую), а западные – натухаевцы, шапсуги и абадзехи, сохранили общенародную форму власти. Именно эти племена (натухаевцев, шапсугов и абадзехов) получили в исторической литературе название «демократических племен».

Высшим органом законодательной власти у адыгов было народное собрание – Хаса. Вероятно, наличие этого органа народовластия у адыгских племен дало основание византийскому императору Константину Багрянородному назвать данную территорию «Касакией». В русских летописях население этого региона известно под именем «касоги», в восточных источниках – «кашаки».

Сравнение функций Х(к)асы и казачьего Круга показывает полную идентичность этих общественно-политических образований. Прежде всего, это общенародные высшие законодательные собрания со всей полнотой власти. Решение всех жизненно важных вопросов происходит всенародно, каждый участник имеет право голоса, каждый имеет право избирать и быть избранным в исполнительные органы, участвовать в решении судебных дел и т.д. Совещательным и контрольным органом является Совет старейшин (стариков). При избрании на высшие должности исполнительной власти – тамады/атамана, учитываются только личные качества и заслуги, происхождение, материальное положение и т.п. не принимаются во внимание. Распределение земли, пастбищ и других угодий – все происходит на этих собраниях. Абсолютно одинаков прием в свое гражданство беглых с гарантирующим безопасность принципом «От нас выдачи нет». Для проведения Собрания (Круга) у казаков и адыгов были определенные места – урочища. Естественно, что каждый участник таких Собраний является лично свободным, независимым гражданином. Местное самоуправление строилось на тех же принципах. Идентичность политической системы и большинства составляющих образа жизни донских казаков и адыгов, убедительно свидетельствует, что это не заимствования, а единое происхождение. Наличие на Дону русского языка является следствием постепенного накопления русскоязычного населения и результатом, в конечном итоге, его полного преобладания.

Такая демократическая система просуществовала у адыгов до середины 60-х годов XIX века и была уничтожена в результате вхождения в состав Российской империи.

Присутствие на Дону адыгского (меотского) населения археологически фиксируется с конца I века до н.э. Это подтверждается и письменными источниками. Этот момент, кстати, полностью объясняет, почему низовые казаки считают себя старше (древнее) верховых. Значительная волна переселенцев с Северо-Западного Кавказа на Дон приходится на раннесредневековый период, в VIII – X веках, когда они практически заселили весь Дои и его притоки. Возможно, что это были представители именно «демократических племен», впоследствии известных как натухаевцы, шапсуги и абадзехи. Разрыв связей Дона и Кавказа происходит в период татаро-монгольского нашествия. Но наиболее значимым отчуждением друг от друга является принятие адыгами мусульманской религии. Именно этот фактор сыграл основную роль в разделении родственных народов. Но, независимо от конфессиональной принадлежности, и казаки, и адыги остались приверженцами демократии. Если говорить о времени появления казаков на Дону, то вполне можно начинать историю казачества с конца I века до н.э., т.е. 2000 лет назад. Но, скорее всего, момент зарождения донского казачества относится на период VIII-X вв., или чуть позднее в ХI-ХII вв. на основе остаточного населения Хазарского каганата.

И именно через название адыгского общенародного собрания Хасы можно объяснить происхождения термина «казак». Не следует забывать, что буквы «к/x/г» и «с/з/ш» при транслитерации с адыгского языка на русский равнозначны. И термин «каса-к/хаса-к» на адыгском языке означает «член Касы» или по-русски – «казак – член Круга».

Возможен и другой вариант. Не исключено, что первоначально на адыгском языке этот термин звучал как «каса ко», что означало «сын Касы», или «сын народного законодательного собрания». Подчеркивая сыновнюю преданность данной общественно-политической системе, адыги на более высоком уровне закрепляли значение Народного собрания в жизни каждого его члена. Признавая себя сыновьями Касы, т.е, рожденными от нее как от матери, они показывали свою полную зависимость от общества. Роль и значимость матери у адыгов чрезвычайно высоки и свято почитаемы. Это влечет за собой исключительную преданность обществу, как «матери». Не случайно самым тяжким наказанием за проступок перед обществом было изгнание из него. Утрата конечной буквы «о» в термине «казак» ни в коей мере не умаляет значения и смысла сыновней преданности обществу. В этом случае первоначальное значение термина будет еще выше, «казак» – не просто член Касы, а ее сын. В любом варианте заложен глубочайший смысл полной и положительной зависимости личности от общества. Называя себя «сынами Дона», казаки наверняка имели в виду не просто географическое название реки, а общество, «породившее» их.

- 1   2   3   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик