Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Исторические исследования о казачестве

Казак – означает демократ

- 1   2   3   -
Крайсветный М.И.
Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское»,
г. Новочеркасск
«Казаки от казаков ведутся»
М.А. Шолохов

Это утверждение заключает в себе не только суть казачества как явления, но и является этимологическим значением самого термина – казак. Крушение тоталитарной системы с ее псевдодемократическими принципами и становление новой демократической России требует тщательного изучения всех вопросов, связанных с данной общественно-политической формой власти. Это необходимо, прежде всего, из-за того, что самодержавная Российская империя, а потом и коммунистический СССР, всеми силами, вплоть до физического истребления, стремились уничтожить все проявления демократии. Но память, лежащая в основе менталитета демократических народов, сохранилась, о чем свидетельствует возрождение казачества и Народных собраний (Хасы) у народов Северо-Западного Кавказа.

Создавая новую демократическую Россию, не следует прибегать к изучению демократии на Западе или привлекать примеры из Древней Греции. Достаточно изучить свою собственную историю. В России имеются свои территории, способные служить эталонами демократии и существовавшие в относительно недалеком прошлом.

Изучение истории донских казаков показывает, что сущность казачества заключается не в его воинской доблести, что, конечно, является немаловажным фактором, а в общественно-политических отношениях в форме подлинного народоправления – демократии. Это, бесспорно, доказывается существованием института общественной власти в виде общенародного законодательного собрания – Круга. Круг являлся высшим законодательным органом власти со всеми присущими ему функциями. Войсковой Круг решал все жизненно важные вопросы: войны и мира, дипломатических отношений, социально-экономические вопросы (распределение земли и пастбищ, рыбных и охотничьих угодий, прием в гражданство и его лишение, отмечал за заслуги перед обществом, и т.д.), выполнял функции высшего судебного органа, избирал органы исполнительной власти. Все его решения имели силу закона и подлежали безусловному исполнению. Роль совещательного и контролирующего органа выполнял Совет стариков (старейшин).

Право участия в таком собрании имел каждый казак, при этом он обладал полноправным голосом. Каких-либо привилегий не имелось, все были равны. При избрании в органы исполнительной власти – атамана, есаулов, писарей и других должностных лиц – учитывались только личные качества и заслуги кандидата, но не его социально-экономическое положение. Кругом избирались и духовные лица – священники, дьяки и остальной причт. Вновь принятые Кругом в свое общество пришельцы имели все права казака, невзирая на национальность и вероисповедание. Четко сохранялась традиция, обеспечивающая защиту и покровительство своим гражданам, в том числе и вновь принятым беглым, что выражалось принципом «С Дона выдачи нет». Решения Круга принимались большинством голосов.

Избранные представители исполнительной власти (атаман и другие) несли полную ответственность перед Кругом. При злоупотреблении властью и нанесении ущерба обществу атаман любого уровня нес уголовное наказание, вплоть до смертной казни. Избрание на должность производилось на определенный срок или мероприятие (поход), по окончании которых все полномочия слагались и должностные лица возвращались в общество рядовыми гражданами. Точно такая же форма власти существовала и на местах в станицах и хуторах. Исполнительными органами местного самоуправления были избираемые на год атаман и есаул, но они не играли никакой роли в управлении данной общиной, а являлись лишь простыми исполнителями решений своего Круга.

Естественно, что такая форма демократии может существовать только при полной личной свободе и независимости граждан.

Такая форма прямой демократии (народоправления) существовала на Дону на протяжении многих веков и была вполне самодостаточна и не требовала изменений. Геополитические интересы Российской империи послужили причиной подчинения и вхождения Дона в ее состав. Демократические основы казачьего самоуправления уничтожаются империей, казачество становится военно-служилой категорией. Однако казачий менталитет уничтожить, полностью не удалось. Попытка казачества воссоздать традиционную демократическую форму правления в 1917-20-е годы захлебывается в крови Гражданской войны. Политика расказачивания, проводимая Советской властью и направленная на физическое уничтожение населения и казачьего духа, также не увенчалась успехом. Доказательством этому является современное возрождение казачества.

Откуда же могла взяться такая глубокая и неистребимая приверженность к демократии у казаков? Несомненно, что такая приверженность, прочно лежащая в основе менталитета, вырабатывается веками и ее корни следует искать, прежде всего, в происхождении самого казачества.

Все теории о происхождении казаков от тюркских народов или славян, в т.ч. и от бродников, требуют значительных допущений и домыслов. Большинство имеющихся у казаков традиций и обычаев не могут быть объяснены славяно-тюркскими гипотезами. Даже общепризнанная гипотеза об этимологии самого термина «казак» в значении с тюркского языка – «вольный, свободный», является большой натяжкой и элементарной выдумкой. В тюркских языках понятий «вольный или свободный» с корневой основой «каз/коз» не существует. Попытки привлечь с тюркских языков объяснения термина «казак» через просто гуся ( «каз – гусь» или «белого – ак» – «каз ак») ничего не дают для объяснения. Не имеет особого смысла и слово «гузак – легковооруженный воин, всадник», т.к. не объясняет, почему оно могло закрепиться на определенной территории и за конкретным определенным народом. Легковооруженные воины имелись на всех территориях и во всех государствах. Тюркский глагол «каз – бродить», якобы являющийся калькой слова «бродник», от которых и произошли казаки, не имеет смыслового значения, т.к. казаки не были бродячим населением. Вообще, все попытки произвести казаков от бродников являются весьма гипотетичными и не имеющими ни малейшего подтверждения. Не имеют отношения к казачеству и попытки привлечь в качестве объяснения и все азиатские варианты, такие как: «казах», «киргиз-кайсаки», «саки» или «великие саки» – «ко саки/кой саки». Монгольские слова «ко – броня» и «зах – граница» в смысле «защитник границы», также притянуты насильно. Ведь казаки только волею исторической судьбы оказались на границе Московского государства и вынуждены были его защищать. Другие варианты объяснения термина: «казак» – от козы (животного), тоже – от козла ( с латинского – гиркус). Не надо фаунистических изысков – казаки ни гуси, ни козлы, ни олени. С египетского языка – «ка – душа», что означает «ка за ка» или «душа за душу» (предлог «за» взят из русского языка). Являясь палиндромом, т.е. одинаковое чтение слова «казак» слева на право и наоборот, якобы свидетельствует об исключительной (божественной) миссии казачества. Попытка привлечь с латинского языка слова «каса – лачуга, ветхое жилье» как показатель оседлости в отличие от кочевников, также не является убедительной. Не убедительна и попытка перевода с адыгского языка – «ко – сын» и «зак – единственный». Трудно представить общество из одних единственных сыновей, тем более, что читать, вероятно, следует «закко».

- 1   2   3   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик