Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Исторические исследования о казачестве

Стоит на Дону башенка

(пространственная культура казаков нижнего Дона)

- 1   2   3   4   5   -

Часто квадрат ассоциируют с кругом, что символизирует дуализм неба-земли.

В своём негативном астрологическом аспекте квадрат воплощает угол в 90°, образуемый двумя планетами, и символизирует затруднение, усилие, борьбу.

У каждой планеты есть свой квадрат, образуемый в зависимости от цифры: 9 для Сатурна, 16 для Юпитера, 25 для Марса, 36 для Солнца, 49 для Венеры, 64 для Меркурия, 81 для Луны. Закон соответствий определял металл, необходимый для изготовления пантакля, благоприятное для этого время и часть тела, на которой следовало его носить. Объединённые в восходящую систему от Сатурна к Луне, или нисходящую – от Луны к Сатурну, 7 квадратов семи планет образуют могущественный космический пантакль, обеспечивающий мощную защиту.

Магические квадраты (число вертикальных колонок равно числу горизонтальных) являются концентраторами энергии, они наделены силой, сообщаемой им именем или священным числом, лежащим в их основе.

Используемые в качестве талисманов, они имеют охранительную и эзотерическую ценность. Например, уифк числа 15, Баду – арамейско-персидское имя Венеры – превратилось в народных верованиях в джинна или гения, ассоциируемого с планетой Сатурн, и использовалось в качестве талисмана против физических недугов, сексуальной беспомощности, для облегчения родов и как волшебный инструмент.

Существуют также числовые квадраты воздуха, огня, земли и воды, они образованы суммой числовых значений букв Корана, в основе которой – священное имя, благоприятное или же неблагоприятное (таковы, например, имена Луны).

В Китае эти арифметические квадраты воспроизводят устройство китайской Ло шу, карты мира, представленной Богом в теле черепахи мифическому императору Ю.

Куб является символом незыблемости, устоев. Священный центр мусульман в Мекке – Кааба – это каменное сооружение в форме куба, построенное таким образом, что четыре линии исходят из его центра по направлению к четырём углам, соответствуя четырём сторонам света. Этот куб является «пупом мира», Матерью святых мест, троном халифа – Бога на земле. [2]

Крест (единство противоположностей)

Крест, означающий гармонию между Богом и Землей, является одним из древнейших космических символов. Указывая на четыре стороны света, он лежит в основе всех символов ориентации: земной, небесной, пространственной и временной. Вертикальная ось связывает полюса относительно экватора, горизонтальная – соотносится с равноденствиями и солнцестояниями. В точке их пересечения находится центр.

В христианской традиции Древо Жизни, ось, связующая небо с землёй, – латинский крест, называемый ранее печатью Бога, символизирует распятого Христа.

Крестное знамение – это символ Веры, знак Всего, знак Искупления. На кресте Иисус спас все человечество, крестом он освящает всех людей до самых глубин существа каждого из них.

Символ Веры, крест из красной материи служил знаком принадлежности к крестоносцам, отправлявшимся на завоевания гроба Господня и Иерусалима.

Вписанный в круг, крест олицетворяет процесс творения и выступал когда-то символом солнца.

Крест символизирует единство противоположностей. По мнению алхимиков, скрещение вертикальной черты, направленной вверх, активной, которая пронзает насквозь и оплодотворяет, и горизонтальной черты, лежащей поперёк, пассивной, женской, – есть, главным образом, знак жизни плодотворного соединения и реализующей силы.

Крест – это одна из основных форм в устройстве средневековой церкви, встреча времени и пространства, неба и земли. В «распятом» пространстве собора человек находится в центре «сущего». Блуждание уступает место обращению к сердцу креста, который здесь является не орудием пытки, но символом Вечной жизни.

Крест на Голгофе – не только знак распятия и смерти, но и символ Древа жизни. Соединяясь с преисподней, куда спустился Христос, чтобы освободить проклятых, крест достигает небесных сфер, куда он же и поднялся, чтобы царствовать. [2]


ХРАМ КОЛЫВАНА – ХРАМ ВРЕМЕНИ

Задолго до 20-го века учёные говорили о времени как о четвертом измерении Пространства. Время четырехгранно. Это заявление необычно по форме, но точно передает реальный, обычный порядок вещей. Возьмем на выбор любой из циклов временной иерархии. Год. У него четыре сезона: зима, весна, лето, осень. Месяц: состоит из четырех недель. Сутки: утро, день, вечер, ночь.

Мы даже о часе говорим «четверть» или «без четверти», и как-то не приходит на ум сказать «восьмушка» или же «без восьмушки».

Четырехступенчаты также иерархии временных шкал. Большая: год, месяц, неделя, день. Малая: день, час, минута, секунда.

Можно сказать, что четырехгранность нашей башенки не случайна. Временной круг и четыре его грани – Круглый Квадрат – это прозвище как нельзя более к лицу храму Времени.

«Коло» (круг) и «ван» (царь) – слова из языка древних руссов. Колываны – служители храмов божества Времени, до сего времени можно встретить их потомков с фамилией Колывановы. Как выглядел этот храм у древних руссов? Он представлял собой установленный на четыре мощных пня кубический сруб-клеть, который венчал сруб-крыша пирамидальной формы. А на вершине этой пирамиды располагался ориентированный по сторонам света объемный крест, свободные пять концов которого также намечали в пространстве пирамиду. Храмы Колывана играли многогранную роль в жизни наших прапредков. Чудесные свойства правильной пирамидальной формы использовались для приготовления «живой», исцеляющей-воскресающей, и «мёртвой», антисептической, воды. Они же были хранилищами непортящихся продовольственных запасов, скатертью-самобранкой. Устраивали в них и склады, кладенцы оружия, так что лезвия самозатачивались и исчезали щербины. [4]

Не случайно видимо в строении классического казачьего куреня – круглого дома – прослеживаются черты храма Колывана. Знали, видимо, о свойствах формы заказчики или природная интуиция подсказывала. Канон, конечно, нарушался, но оставался квадрат в основании, три уровня постройки – низы, верхи, чердак крытый пирамидальной крышей. Сохранялось и предпочтение дереву – этот материал наиболее наглядно демонстрирует течение времени: претерпевает рост, а затем и быстрый распад.

На одной из граней нашей башенки изображен равноконечный крест. Знак этот символизирует крес – поворот солнца с зимы на лето и вообще движение Временного Круга.

На противоположной стороне изображен Крест Животворящий, отражающий идею пирамиды.


Историко-культурные и природные исследования
на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 3, 2007 г.
Библиографический список
[1] «Казаки» // Под редакцией Алмазова Б.А. – Санкт-Петербург, 1999.
[2] Жюльен Надя Словарь символов / Изд. «Урал Л.Т.Д.» (перевод с французского). – Челябинск, 2000.
[3] Козаченко А.С. Пространственная культура казаков Нижнего Дона конца 16-17 вв. – Ростов-на-Дону, 2000.
[4] Логинов Д. Храм Колывана, или число царя времени / журнал «Чудеса и приключения» №11, 2001.
[5] Файдыш Е.А. Мистический космос. Путеводитель по тонкоматериальным мирам и параллельным пространствам. – Москва, 2002.
- 1   2   3   4   5   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
уличная Ip камера с wifi Zodikam.
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик