Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Исторические исследования о казачестве

Стоит на Дону башенка

(пространственная культура казаков нижнего Дона)

- 1   2   3   4   5   -

После этих строк хочется познакомить читателя с ещё одним аналогичным нашей башенке сооружением. Обнаружено оно было во время экспедиции РЭМЗа по разведке старых казачьих городков в 1996 году на территории кладбища хутора Калинин. Это ниже по Дону на Аксайском острове километрах в 20-ти от станицы Мелиховской. Башня на квадратном основании, сложенная из камней ракушечника, с четким ступенчатым разделением кладки на три равных яруса по вертикали. Завершается это сооружение пирамидой, впоследствии видимо для лучшей сохранности покрытой железом. В северной стене среднего яруса – ниша, видимо для иконы. Местные жители называют это каплицей – местом поминовения предков когда-то живших на этом месте.

Для усиления воздействия вокруг ступ по периметру обычно располагают мангровые колеса, вращаемые паломниками во время их обхода. В горной местности ступы ставят вдоль дорог или в священных местах, местах силы, соседствуя с мангровыми камнями, флагами и колесами, вращаемыми водой и ветром. Все это вместе работает как мощнейший инструмент для балансировки и гармонизации энергии ландшафта, создания наиболее благоприятных условий для жизни духовной практики людей. [5]

Изучение механизмов работы подобных сооружений, их интеграция с современными технологиями может дать новые мощнейшие инструменты для восстановления и поддержания экологического равновесия нашей планеты.

Как определить стоит ли наша башенка-ступа в месте силы или нет? Достаточно внимательно изучить рельеф окружающего ландшафта. Это места-центры, вокруг которых как бы формируется окружение, например, изгибается водный поток. Это именно наш случай, потому что наша башенка географически стоит очень близко к геометрическому центру излучины реки, не зря ближайший хуторок назван Кривой Лукой. Ставить храмы в излучинах рек – древняя русская традиция. Закручивающийся по часовой стрелке водный поток считается благоприятным и неустанно работает как мангровое колесо у тибетцев, а роль мантр (заклинаний) в нашем случае видимо выполняет надпись «Не в силе Бог, а в правде».

Для того чтобы расшифровать символику нашей ступы-башенки обратимся к книге «Азбука символов» и разберемся во всех элементах, её составляющих как объёмных, так и плоских (башня – ступа, орёл – крылья, шар – круг, пирамида – треугольник, куб – квадрат, крест). Синтез формы и содержания позволит приблизиться к разгадке послания, зашифрованного в камне.

Ступа (величественное здание учения)

Характерный для буддистской Индии монумент, служащий одновременно гробницей, хранилищем реликвий и кенотафом, ступа – знак космоса, синтез драхмы, закона высшего слова, проявившегося в учении Будды, символом которого ступа поначалу и служила.

Как и тибетский шортен, ступа состоит из квадратного цоколя (символизирующего твердое основание Земли), на котором четыре ступени Знания ведут к Водному Шару, увенчанному Огненным Конусом. На вершине последнего находится Воздушное Блюдце, а еще выше вздымается Ось Мира (пылающая капля тибетцев), которая позволяет выйти из космоса в Эфир, символизируя собой Дух.

Ступа служит также символом этапов человеческой жизни: рождение и жизнь на земле (квадрат) – обретение знания (ступени) – жизненные испытания (конус) – уход – вхождение в Дух. [2]

Орёл (свет, победа, сила, могущество, сознание)

Благодаря его острому зрению, орла принято считать олицетворением Всевидящего Ока, Провидения или Бога; он является второй фигурой солнечной триады, солнечной птицей во всех культурах.

Орел – символическая жар-птица, вестник между Солнцем и Землей, посредник между богами и людьми, спутник или же само воплощение богов и знаменитых героев.

В Сирии и Риме орел, взмываюший к небесам, является проводником душ в загробный мир, вестником обновления, олицетворяющим освобождение человека от земного сознания и возвращение его к Богу: орел взлетает из пламени огромного костра, на котором должны были сжечь изображение Цезаря, унося с собой в жилище богов новую, обожествленную душу. Орел с венком, высеченный на надгробии, означает обещание жизни вечной после испытаний жизни земной. Это орел – проводник души в; загробный мир, олицетворение самого Иисуса, который возносит души простых смертных в небо.

Орел занимал важное место в азиатской, в особенности японской, и в индейской мифологиях: индейцы племени зюнис помещают орла вместе с солнцем в зенит, на ось мира, он символизирует пятую сторону света. Его распростертые крылья напоминают зигзаги молнии или крест.

Западная традиция наделила орла способностью к обновлению: он подставляет своё оперение солнечным лучам, пока оно заблестит, затем погружается в чистую воду, а выйдя из нее, вновь становится молодым. Это образ посвящения и алхимии, отвечающий идиоме «пройти через огонь и воду». [2]

Крылья (освобождение, облегчение, обретение духовности)

В древнегреческой теогонии крыльями наделялось божество в знак того, что оно является олицетворением добра и способно дать жизнь Космическому Яйцу (началу всего сущего). Своей любовью оно (божество) наполняет мир, второе же его свойство позволяет расколоться Яйцу Мирового Хаоса.

Крылья – символ духовности во всех культурных традициях. Крыльями наделяется тот, кто преодолел долгий, трудный и опасный путь познания окружающего мира. Об этом свидетельствуют аллегорические сказки, притчи и легенды христианских мистиков, суфистов, шаманов. В Древнем Китае крыльями наделялись даосские Бессмертные, которые благодаря возможности летать могли путешествовать верхом на облаках, посещать райские острова, пристанища богов.

Крылья символизируют также знание. В Библии, как и во всей христианской культурной традиции, крылья являются символом духовности (крылья есть у ангелов), означают восхождение к божественному, преодоление мирского, суетного, человеческого.

Этим объясняется наличие крыльев у некоторых символических фигур: в отличие от змея-аспида (символа духовного распада), крылатая змея является символом одухотворённости, божественности. Герой, убивающий кровожадных чудовищ, также изображается крылатым.

Символика крыльев находится в органическом единстве с символикой воздуха, самого лёгкого из элементов, и символикой птиц-обитателей воздушной стихии.

Крылья означают высвобождение творческих сил и способностей.


- 1   2   3   4   5   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик