Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Исторические исследования о казачестве

Стоит на Дону башенка

(пространственная культура казаков нижнего Дона)

- 1   2   3   4   5   -

КАЗАЧЬЯ РЕКА – РЕЧНАЯ БАШНЯ

Под этим заголовком рассматривается версия о том, что наша башенка не что иное, как идеализированная пространственная модель реки, воплощенная в камне. На это наталкивает материал статьи «Казачья река» из книги Козаченко А.С. «Пространственная культура казаков Нижнего Дона конца 16-17 вв.».[3]

Войско и река воспринимались в пространстве как нечто неделимое и единое для казачьего войска нужна была целая река с верху до низу, а если можно, то и со всеми притоками.

Казак – вольный человек был кровно привязан к реке и, в тоже время, готов был уйти с реки и найти другую, соответствующую идеалу «казачьей реки». Казаки обыскали и корыстные интересы, которые обычно не афишировали перед царем. Войско «сидело» у большой дороги и постоянно испытывало крайнюю нужду в речном пути пригодном для морского разбойного промысла.

Образ «казачьей реки» был идеальной моделью страны вольного человека – казака, у которого был свой яр, свой остров, своя река. Земля могла быть круглой или плоской, но для донского казака это было неважно. Его земля собиралась, точно вокруг веретена, вокруг реки. Удельное казачье мироздание оборачивалось не шаром и не плоскостью, а столбовым направлением реки. Река придавала значимость и весомость каждому месту в казачьем краю.[3]

Прародительницей прекрасного у казаков была река высокое место у реки на отрожистом красном яру или возле рассыпчатых желтых песочков считалось наиболее красивейшим. Место и сама природа наделяла своей красотой неприглядные казачьи строения. А место на морском устье почиталось самым завидным, поэтому казаки так стремились захватить Азов. На исходе столбовой реки возвышалась казачья башенка:

На усть Дона Тихого,
По край моря синего,
Построилась башенка,
Башенка высокая. [3]

Исход реки, текущей сверху донизу, сливался с высотой башни, поднявшеюся над низменной равниной. У реки был свой верх и низ, у башни тоже был свой верх и низ. Только башня была построена человеком., а река – самим Богом. Река в образе казачьей песни была равнозначна башне, от низу до самой маковки. Речная вертикаль была собрана как бы в одном месте – в морском устье.

Высотность была свойственна не только реке, но и поречному жительству казаков. Высокий яр, высокая башня, по мысли казака, отличались особой красотой, радующей глаз, уставший от пустынной низменной равнины. И сами казаки населяли одну неотразимо высокую башню, которая по-иному называлась рекой. Казачье войско населяло речную башню сверху донизу, и в песнях своих воспевало красоту этой нерукотворной башни.[3]


ГОРОД ИГНАТА

Интересна «странническая утопия» казаков-некрасовцев, которые в поисках своего идеала «казачьей реки» ушли в другую землю. Оторванные от коренных поречных пространств, на чужбине, некрасовцы не мыслили одушевленной «казачьей реки». Поиски казачьей реки сменились поисками города-утопии: каменного, четырехугольного, с четырьмя воротами города Игната. Прежний замысел «казачьей реки» прочитывался только в том, что город располагался на берегу моря или большого озера. В этом городе, как в отражении, помещались пять станичных церквей казаков-некрасовцев, звенели колокола, и вся жизнь в нем представлялась казачьим кругом, а сам город – его каменной моделью, воспринявшей много от «небесного града». [3]

«Казачья река» и город Игната – две мировоззренческие модели сходные по структуре, но различные по месту применения. Первая из них отличается жизненностью и была близка к своему воплощению в течение всего 17-го века. Вторая модель изначально чужда казачьему духу – нереальная городовая утопия за песчаным морем.


БАШНЯ – СПЕЦИАЛЬНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ

Отдельного рассмотрения заслуживает версия о том, что наша башня является специальным архитектурным сооружением, выполняющим роль психоэнергетического прибора. Обычно это пирамидальные структуры типа египетских пирамид с квадратом в основании, древние мегалитические сооружения (каменные круги, дольмены, лабиринты, рисованные камни), мантровые камни, флаги, колеса, вращаемые ветром и водой, широко распространенные в различных районах Гималаев. Сюда же относятся ступы, пагоды, часовни и храмы. Все эти сооружения работают с энергиями земли и космоса, формируя из них оптимальную для человека психоэнергетическую среду.[5] Не об этом ли позаботились казачки, уходя на японскую войну сто лет назад и покидая, может быть навсегда, родные места?

Конструкция нашей башенки напоминает часовню, а по месту расположения и назначению, скорее всего, ближе к тибетской ступе. Рассмотрим версию со ступой. Ступа представляет собой один из древнейших архитектурных резонаторов, широко распространенных в буддистской традиции. Одна из функций ступы связана с гармонизацией энергии окружающего ландшафта, создания более глубокого контакта с высшими планами вселенной. Одновременно геометрия ступы служит картой тонкоматериальной реальности, моделью космоса. Все это делает область вокруг неё очень благоприятным местом.

Символика ступы очень разнообразна. Она одновременно олицетворяет не только строение космоса, но и учение Будды и его самого (его тонкое тело). Нижняя многоярусная часть ступы вплоть до сферического купола соответствует трюм первоэлементам, купол охватывает верхний диск земли, 12 тропинок ветров и гору Меру, а над ним расположена ее вершина и иерархия верхних небесных слоев. Нижняя квадратная часть до купола – первоэлемент земля, сам купол – вода, тридцать дисков на острие – огонь, «зонтик» над острием (иногда луна с солнцем над ним) воздух, пламя на вершине (иногда и луна с солнцем под ним) – эфир.

В центре пустого пространства внутри ступы располагается «древо жизни» – модель мирового дерева (кола), т.е. центральной оси, вокруг которой структурирует космос. «Древо жизни» – аналог центрального канала в структуре энергетики человека. Образ космического дерева для организации пространства ассоциирует корни с Нижним миром, ствол – со Средним, крону – с Высшим. Часто для этих же целей применяют образы небесных светил (Солнце, Луна, Полярная звезда и т.д.). [5]

- 1   2   3   4   5   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Недорогие пластиковые окна в Уфе в Уфе . Ремонт стиральных машин Indesit в Краснодаре
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик