Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Исторические исследования о казачестве

Стоит на Дону башенка

(пространственная культура казаков нижнего Дона)

- 1   2   3   4   5   -
Сычева М.С.
х. Пухляковский

БАШНЯ – МОДЕЛЬ ПРОСТРАНСТВА

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – эта мысль избрана как главный метод для раскрытия темы освоения и понимания пространства казаками Нижнего Дона.

Как вся мудрость мира может быть сконцентрирована в гранях алмаза, так и вся информация о системе понимания пространства может быть сжата до выверенных очертаний одного памятника – Казачьей башенки, гордо возвышающейся над бескрайними донскими просторами. Перед нами поставлена цель – осознать культурное и историческое значение памятника, которому 15 октября 2005 года исполнилось 100 лет со дня установки. Убедиться, что перед нами образ стройной целостной универсальной модели пространства, скорее всего, привнесенный из соседних культур, но так хорошо вписанный в бассейновый принцип организации пространственных связей, по которому до сих пор строит свои отношения Войско донское. Кроме того, это действующая модель временной иерархии. По своей информативности Казачью башенку можно смело поставить в ряд с Великой египетской пирамидой, со ступами Тибета и другими памятниками древности. Поразительно, но в камне удалось воплотить всю стройную и подвижную систему мышления, систему мировоззрения, дающую свободу мысли.

Тема пространственной культуры тесно связана с мировоззрением, системой ориентиров и ценностей с развитием этих направлений в историческом времени. Интересно знать, как мыслили люди, жившие на нашей территории сто, двести и даже триста лет назад. Как отразилось это мышление на образах материальной культуры. Для этого надо научиться читать линии, формы, образы, строить и находить связи, контрасты и параллели.

Смотришь на башенку, устремленную ввысь, и читаешь строение пространства: низ-середина-верх – три уровня, три ступени восхождения – вот она Троица! Квадрат основания – четыре стороны света. Шесть граней нижнего (земного куба) – шесть базовых направлений в пространстве: вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад. Читаешь имена казаков на среднем кубе, и вспоминается «Квадрат древних» – символ человеческого космоса, устойчивости и мужского тачала. Человек посередине, человек – мера всех вещей. Поднимешь голову – пирамида символ цикличности времени, устремлённая к шару – целостности и гармонии. И крылья орла (орёл не сохранился) – свет, свобода, полет!

Давайте попытаемся прочесть послание, зашифрованное в камне сто лет назад и оставленное будущим поколениям уходящими на войну казаками, рассмотрев разные версии.

Принимаются во внимание географические особенности нашего края, как пограничного в движении по планете мировых религий и человеческих сообществ. Одна из крайних точек греческой колонизации на востоке, граница между христианством и мусульманством на южной окраине России, последнее буддистское сообщество (Калмыкия) на западе, граница между Европой и Азией, горами и равниной, земной твердью и водной стихией. Именно в пограничных ситуациях возникает качественно новое понимание пространства, порожденное в результате синтеза культур. Об этом пишет в своих стихах мой отец – Сычёв Сергей Борисович:

На перекрестке север-юг-восток и запад
На Диком поле Матушки-земли
Я чабрецовый впитываю запах,
Где волнам ветра вторят ковыли.
Живя над Доном-батюшкой-кормильцем,
Наполнив грудь приливами любви,
Я открываю внутренний свой космос
И открываюсь в космос изнутри.

И первое, что читается в Казачьей башне – это основная базовая позиция пространства для всех культур – понимание «верха» и «низа».

Человек мыслит образами – и это главный ключ к поиску аналогий в различных источниках: песнях, легендах, архитектуре, символике и т.д.


СТОИТ НА ДОНУ БАШЕНКА

Вот уже сто лет в Усть-Донецком районе у станицы Верхнекундрюческой между хуторами Мостовым и Кривой Лукой стоит молчаливый каменный знак.

Одни считают, что это обелиск, другие находят аналогии с часовней. У нас на этот счет есть свои версии. Столетний юбилей этого сооружения и событий вековой давности хороший повод попытаться ответить на вопрос «Что означает этот знак?». Тем более, что сооружение это не единственное в своем роде в нашем регионе.

На одной из граней сохранилась выбитая в камне надпись: «Сей памятник построен в 1905 году, в октябре 15 дня в честь выхода казаков на Дальний Восток в 1904 году июня 22 дня на войну с Японией». Интересен тот факт, что памятник воздвигли не павшим на войне, а всем, кто был мобилизован на войну. Видимо, уходя, казаки решили оставить потомкам завещание в камне – это одна из версий.

По традиции, уходя на войну, казаки устраивали молебен и, случалось, давали зарок по возвращении воздвигнуть храм. «Господь всё видит и всё знает!» и его нельзя обмануть. Все казаки Дона знают историю Новочеркасского войскового собора. По преданию, уходя в поход на Наполеона, казаки поклялись на Евангелии выстроить новый каменный храм после победы, но после возвращения из Парижа пожадничали и поставили церковь деревянную. Каков же был их ужас, когда только что освященная церковь сгорела от удара молнии.

Страх божий и раскаяние казаков были так велики, что каменный Новочеркасский собор в России третий после храма Христа спасителя и Исаакиевского собора. [1]

После возвращения с войны казаки обязательно делали «вклады» (пожертвования;) – на колокола, церковную утварь, дорогие оклады, на иконы и священные книги, строили новые соборы и церкви.

Возникает одна из версий, что наша башенка, возможно закладной камень для храма.

Казак считал себя защитником Веры, в широком смысле – защитником справедливости. При этом не имело значения, где происходит сражение и кого казак защищает.

Уделом справедливости считалась Родина, но не географическая, хотя границы её должны быть неприкосновенны, а духовная – оплот Православия. Эту родину казак защищал в любой точке мира.

Видимо уходили казаки на войну с убеждением, что воевать придется за правое дело – выше поименного списка крупными буквами высечено: «Не в силе Бог, а в правде».

Свою жизнь казак понимал как служение Богу (в нём видел основу всей жизни, справедливости и любви) оружием, воинским мастерством. Вера в то, что Господь всегда рядом, постоянно оберегает и хранит воина, никогда не оставляла казаков. И твердая вера в то, что убитый за правое дело, за слабых и обиженных, за Веру Христову, казак идет в рай, что смерть за други своя освобождает его от всех грехов, делала его бесстрашным в любом бою. [1]


- 1   2   3   4   5   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик