Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Раздорский городок
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 

Древний человек

Технология изготовления древней керамики Ракушечного Яра: опыт реконструкции

- 1   2   3   -

Можно предположить использование какого-либо поворотногокруга – т.е. какой-либо горизонтальной поверхности, которая могла вращаться вокруг собственной оси (прообраз гончарного круга). Эта поверхность необязательно была деревянной – мог быть и просто камень – Возможно и наоборот, – гончар перемещался вокруг изделия.

После формовки некоторые изделия, еще влажные, декорировались, т.е. украшались орнаментом. Т.Д. Белановская дает такое описание орнамента на ракушечноярской керамике: «В неолитических слоях орнамент достаточно прост: он состоит, чаще всего, из горизонтальных рядов изолированных вдавлений подтреугольных очертаний («отступающей лопаточки», «качалки», римской цифры I, углубленных линий). В энеолитических слоях орнамент нанесен преимущественно гребенчатым штампом, оттиски которого зачастую образуют зоны; в качестве разделителя использовали углубленные ломаные линии; в композиционном отношении этот орнамент достаточно сложен; имеются венчики с наплывом с внутренней стороны, с «воротничком» снаружи. Нельзя рассматривать керамику энеолитических слоев как результат эволюционного развития керамики неолитических слоев, хотя в неолитических слоях встречаются единые отпечатки штампа. С другой стороны, нет оснований говорить о полной смене культуры, т.к. наблюдается несомненная преемственность в общем облике керамики. В энеолитических слоях можно встретить те же приемы орнаментации, которые свойственны керамике нижних слоев» [1].

В.Я. Кияшко тоже разделяет ракушечноярскую керамику на две группы, но дает более скромную оценку декору: «В орнаменте доминирует треугольный одиночный и строчный накол, встречаются неглубокие ямки, прямоугольный штамп. Можно отметить относительную бедность композиций; часть – просто ряды, зональное заключение, пояса или сплошное покрытие» [3].

Можно по-разному оценивать декоративность ракушечноярской керамики, но два достоинства безусловны – это разнообразие орнамента и грамотное композиционное построение.

Элементы орнамента наносились оттисками ногтей, процарапанными линиями, углублениями, отпечатками шнура, различными деревянными и костяными штампами – это могли быть специально заточенные костяные острия, перья птиц и др.

Встречаются гребенки, выполненные на краях раковин; здесь же встречаются керамические фрагменты с орнаментом, который мог быть нанесен данным орудием.

После всех этих операций изделия подвяливались на воздухе и сушились. По-видимому, после этого (уже в сухом виде) заглаживалась поверхность изготовленных полуфабрикатов, но не «лощилась» (не полировалась). Изделия высушивались до влажности 2%. Для сушки было достаточно 6-7 дней.

При сушке и обжиге в глине за счет усадки (составляет 6-10%) возникают напряжения, которые могут привести к растрескиванию. Эти напряжения меньше проявляются в случае, если формы яйцевидные с коническим дном. У дна такие формы практически не испытывают напряжений и поэтому очень редко растрескиваются. Если же изделия имеют уторы (углы, переходы), то напряжение проявляется именно в них; это и случается у плоскодонных сосудов, – они растрескиваются у самого дна.

Возможно, что округлая или заостренная форма керамических изделий имела не только функциональный, но и производственно-технологический смысл.

Обилие дошедших до нашего времени фрагментов свидетельствует, что для наших доисторических производственников обжиг не был какой-то исключительной или трудной операцией.

Керамика обжигалась в кострищах, возможно, углубленных. Выглядело это примерно так: в земле рыли яму диаметром около одного метра и глубиной около 20 см. На дно устанавливали сосуды и обкладывали их дровами. Температура в кострище сильно колеблется – как в зависимости от места садки, так и по времени процесса. В открытом пламени температура составляет 540-600°С; первая порция углей дает температуры от 300 до 340°С; при добавлении дров температура поднимается до 600°С.

При длительном обжиге, по мере накопления жара, температура может достигать более 900°С.

При хорошем обжиге сосуды накаляются докрасна. Средневековые гончары расходовали в таких условиях за 3,5 часа обжига примерно 40 кг дров.

Кострище поверхностное (обычное) существенно не отличается от углубленного – оно не так удобно и жар костра меньше сохраняется. Температуру можно определить визуально – по цвету каления: едва проступающий красный цвет соответствует 550-600°С; темно-красный – 600-700°С; вишнево-красный – 700-800°С; светло-красный – 800-900°С.

Точную температуру можно определять пироскопами (пирамидки из материала, который плавится при определенной температуре).

Обожженные черепки имеют различный цвет, даже на одном и том же изделии (от черного до красного); это указывает на неоднородность теплового поля (это современным языком), т.е. на неравномерность обжига. Черные пятна бывают на днищах, которые соприкасаются с пеплом, в местах, где сосуды соприкасаются друг с другом, и особенно внутри сосудов, т.е. там, где происходит экранирование чем-либо от воздействия температуры. Керамика может быть черной и в изломе.

Черная окраска черепков обусловлена наличием органических веществ, которые обуглились до углерода, но не выгорели полностью – если температура была недостаточно высока или время ее воздействия было непродолжительно. Красный черепок, наоборот, получался при более высоких температурах и бывает плотным и твердым.

- 1   2   3   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик