Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Раздорский городок
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 

Древний человек

Технология изготовления древней керамики Ракушечного Яра: опыт реконструкции

- 1   2   3   -
Токаренко С.Ф.

Т.Д. Белановская, ведущий исследователь поселения Ракушечный Яр, описывает керамику этого производства следующим образом: «Керамика неолитических и энеолитических слоев имеет ряд общих черт, обусловленных, видимо, прочной традицией, и в тоже время отмечаются некоторые существенные различия. Для Ракушечного Яра характерны прямостенные сосуды, несколько сужающиеся ко дну, преимущественно плоскодонные, острое дно встречается в неолитических слоях. Плоскодонность керамики Ракушечного Яра объясняется, скорее всего, влиянием территориально близких неолитических культур Кавказа. Различия между неолитическими и энеолитическими слоями проявляется также в составе глиняного теста. В неолитических слоях преобладает примесь песка, выгоревшая растительная примесь, немного примеси толченых раковин; в энеолитических слоях глиняная посуда изготовлена из теста преимущественно с обильной примесью толченых раковин» [1].

В качестве сырья использовалась местные глинистые материалы – это глины и суглинки четвертичного периода, расположенные в пойменных и террасовых отложениях р. Дон [2].

Химический состав раздорских суглинков следующий:

SiO2 – 59,17-71,33%; Аl2O3 + ТiO2 + Fe2O3 + PeO – 15,55-18,36%;

СаО – 4,46-8,60%; MgO – 1,52-1,96%.

Этот химический состав обусловливает ряд свойств, важных в керамическом производстве. Глины, содержащие мало глинозема (Аl2О3) и много окислов железа, щелочных и щелочноземельных окислов, являются легкоплавкими и спекаются при низкой температуре (раздорские глины относятся к их числу). Наличие Fe2O3 в количестве менее 1% обусловливает белый цвет глины после обжига; от 1 до 2% – придает керамике желтоватые оттенки; при содержании более 2% палитра изменяется от желтого цвета (3-4%) до красного (>4%); при более высоком содержании железа, цвет становится бурым.

Раздорские глины содержат большое количество железа. Они относятся к разряду «жирных» (высокопластичных), т.к. состоят из мелких пылевидных частиц. Данные глины хорошо лепятся и тянутся, Пригодны для всех форм керамики.

Достоинства раздорских глин следующие: с экономической точки зрения – доступность (даже долго копать нет необходимости); с технологической – описанные выше пластичность и спекаемость.

Отсутствие в черепках изделий значительных количеств механических примесей и отсутствие больших «раковин» (пустот) от выгорания крупных органических включений, указывает на предварительное обогащение керамической массы – инородные материалы (камни, известковые включения и т.п.) и «вскрышные» материалы (корни и т.п.) предварительно отсортировывались.

Легкие фракции удалялись флотацией (всплывание) при отмучивании – затворении водой и перемешивании. Часть включений удалялась при «пробивании» массы, когда ее ком с силой ударяли о какую-либо поверхность; при этом камешки и другие твердые материалы оказывались либо на поверхности кома, либо «вылетали» из него.

Эта часть технологии могла осуществляться и ногами – глиняную массу «вытаптывали», добавляя песок или пепел, – до тех пор, пока месиво не становилось похожим на тесто (чтобы не прилипало к рукам).

Понятно, что данное керамическое производство могло работать только летом.

Песок и пепел служили отощителями, т.е. веществами, понижающими пластичность и усадку глины при сушке и обжиге, что уменьшало корабление и образование трещин. В процессе обжига отошающие добавки являются как бы скелетом изделия. Для этой же цели в глиняную массу вносили сильно измельченные (мелко тертые) обломки раковин молодых двустворчатых речных моллюсков (беззубок) – по виду, от 20 до 30% (иногда от обилия в тесте ракушек поверхность шелушится).

Структура раковин аналогична структуре кристалликов глины; кроме того, катионы Са+2 увеличивают вязкость диффузных прослоек воды, уменьшая тем самым ее количество, необходимое для замеса, и облегчая сушку и обжиг. Также примесь СаО обеспечивает наиболее низкую температуру спекания черепка (около 5000°С), что было важно в случае примитивного обжига.

Можно упомянуть, что встречаются сосуды этого времени (не ракушечноярские) из теста с пережженными костями человеческих черепов; такие сосуды утилитарного назначения иметь не могли; по-видимому, они были магическими или ритуальными [4].

Возможно, раковинам в составе теста предназначалась и иная роль. Например, в средние века в Европе пытались получить фарфор; в составы добавляли тоже толченые раковины, потому что по внешнему виду они напоминали китайский фарфор и предполагалось, что после обжига они это качество передадут изделиям. Европейское название фарфора-порцеллин – происходит от названия раковин «порцелла».

Вышеописанными операциями достигалась гомогенность (однородность); на это указывает и распределение примесей и добавок в массе, и дальнейшее поведение материала в производстве.

Можно предположить, что «впрок» заготавливались достаточно большие количества глиняного теста, – тогда керамическое производство более удобно и более целесообразно (но это не утверждение).

Следующий за этим процесс – формовка. Наиболее простой и, видимо, древний способ – вылепливание из единого куска массы. Однако так могли делать только небольшие сосуды простейшей формы.

Ракушечнояские сосуды изготавливались ленточной техникой, что подтверждается археологами [3]. При этом сначала формовали дно; затем присоединяли к нему первый кольцевой валик или ленту, толщина которых приблизительно соответствовала толщине стенки сосуда. Когда налепливали несколько лент, внутрь между дном и стенкой вставляли еще одну, и разглаживали ее большим пальцем – получался плавный переход от дна к стенке и, одновременно, повышалась надежность соединения стыков. Сверху размещали другие кольца из лент; каждое новое присоединяли к предыдущему легким придавливаиием в момент наложения. Если сосуд надо было расширять, то очередные кольца лепились к внешней окружности предыдущего. Для сужения сосуда следовало поступать наоборот. Когда высота сосуда увеличивалась до длины ладони, впадины между лентами с внутренней и внешней стороны заравнивали и заглаживали. Хорошее заглаживание достигалось путем увлажнения и использования какого-либо приспособления из дерева или кости, или просто камня. Затем также формовалась и заглаживалась верхняя часть тулова; в зависимости от назначения, профилировали венчик. Влажность глины составляла 25-30%.

- 1   2   3   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Автосалон Porsche модели порше 2016 Москва.
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик