Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Знаменитые люди России в станице Раздорской
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Имена

Леонид Тимофеевич Агарков

Школьный музей

Борисова Ю.М.
Раздорский этнографический музей-заповедник,
ст. Раздорская

Передо мной на письменном столе лежат подборки предметов-документов из фондов Раздорского этнографического музея-заповедника: аккуратно скрепленные скрепками с прокладкой пачки листов с машинописными текстами, фотографии. Рядом на стеллажах хранилища фондов только что просмотренные и водруженные на место картонные папки: с газетными вырезками, письмами, рукописями, черновиками работ, оконченных и не оконченных; листочки из тетрадей и целые тетради с заметками, планами, записями-размышлениями, с записями итогов проделанного и много другого, одного перечисления хватило бы на целую газетную полосу.

А мне нужно написать материал о школьном краеведческом музее, теперь уже бывшем школьном, а ныне преобразившемся волею обстоятельств в государственный музей-заповедник, со штатом сотрудников, бюджетным финансированием, планами и отчетами и т.д. и т.п.

И я, сотрудник этого государственного учреждения, вот уже которое лето в начале августа останавливаю свой бег и суету и пытаюсь написать о человеке, чья деятельность на поприще педагога в Раздорской средней школе, а потом в Усть-Донецкой средней школе № 1 дала такие плоды, качество и количество которых осмысливается до сих пор. А его наследие даст работу для рук и ума еще многим, соприкоснувшимся с ним.

Мне часто вспоминаются слова одного из героев киноактера Глузского, сказанные им об ученых-первооткрывателях, да и о людях вообще, что они делятся на пробивателей стен и на подбирателей осколков от стен. Так вот человек, о котором далее пойдет речь, из тех, кто прошибает стены – это Леонид Тимофеевич Агарков, ныне покойный. А нам, наследникам его дела, досталась роль подбирателей глыб и осколков. Задача тоже не легкая и интересная, справиться бы… Но это тема для отдельного разговора.

Итак, как это было... Погрузимся в относительно недалекое прошлое. Помогут нам в этом материалы архива Л.Т.Агаркова, а значит он сам.

Л.Т.Агарков с учениками
Л.Т.Агарков с учениками

Декабрьским вечером 1952 года в Раздорской школе остановились на ночлег туристы-лыжники Новочеркасского геолого-разведочного техникума. Встреча школьников и студентов, рассказ о походе, неординарное общение запомнились сельским ребятам, и как пишет Л.Т.Агарков в своей работе «Нуклеус»: «...разбудили у школьников страсть к путешествиям...» и, увлекшись общим настроением, Леонид Тимофеевич «...взялся помочь ребятам. В школе была организована секция туризма и краеведения...» Мальчишки и девчонки с неукротимой энергией искали, находили и приносили все, что по их мнению, заслуживало какого-либо внимания.

По прошествии стольких лет мы уже знаем, во что вылился интерес к искательству и путешествиям. А документы и свидетельства дают нам возможность проанализировать события.

Обратимся к свидетельствам, повествующим о личности руководителя детей и лидера-учителя педагогического коллектива Раздорской школы тех лет. Вот цитаты из письма Чугуевской Веры Степановны, в те годы работающей учителем русского языка и литературы, разделявшей взгляды Леонида Тимофеевича, помогавшей ему в работе в созданном музее.

Это письмо-некролог, адресованное сестре Л.Т.Агаркова Веронике Тимофеевне. Но я уверена, что под ним подпишутся все, кто хорошо знал и любил своего учителя и коллегу.

«...Леонид Тимофеевич был человеком с ярко выраженным творческим отношением к делу, к труду. За что бы он ни брался все делал очень умно, толково, рационально, с перспективой обязательно. Если это музей, то на профессиональном уровне, если уроки труда, то с умной связью с местным материалом, спросом; если краеведческая работа, то с такой умной организованностью (отряды, задания, связь с донскими учеными и т.д.), с учетом романтической детской устремленности (ведь все походы были пешими, они давали человеку маленькому возможность измерить свою землю своими ногами и все на ней увидеть, испытать свои силы...»

Целеустремленная деятельность небольшой группы зачинателей школьного туризма Несинова В., Калмыкова Л., Серпионова В., Труниной Н., Лукьянова В., была успешной.

Первая археологическая находка оказалась очень редкой и значимой. В 1955 году школьники-краеведы нашли лодку, выдолбленную из цельного ствола огромного дуба. Этот «посланец минувших веков» экспонируется в Новочеркасском музее Донского казачества.

Археологическая находка – костяная булавка
Археологическая находка – костяная булавка из группового погребения
на Красном Яру близ станицы Раздорской

Осенью 1957 года кружковцы со своим руководителем обследовали северо­ восточную оконечность станицы Раздорской – Красный Яр, Ракушечный Яр на о. Поречном и юго-западную окраину станицы под горой Маяк. Обнаруженный подъемный археологический материал дал основание обратиться к руководителю Северо-Донецкого археологического отряда кандидату исторических наук Белановской Татьяне Дмитриевне. Руководимый ею отряд, организованный кафедрой археологии Ленинградского Государственного Университета проводил археологическую разведку на Северском Донце. Летом 1959 года были начаты археологические работы разведывательного характера в районе Красного Яра. И опять удача – групповое захоронение эпохи бронзы дало уникальную находку, отличную от других в археологических памятниках этой эпохи. Костяная булавка, украшенная оригинальным геометрическим орнаментом, служившая и застежкой и украшением, пополнила фонды Государственного Эрмитажа в собрании отдела истории первобытной культуры.

Эти открытия школьников-краеведов и их руководителя – педагога Л.Т.Агаркова получили известность и послужили основанием для систематического археологического исследования местности в районе станицы Раздорской и ее окрестностей, начиная с 1959 года и до наших дней, включая и лето нынешнего года.

Со временем «небольшая группа зачинателей школьного туризма... выросла в массовую организацию – Общество Юных Исследователей Родного края, охватывающую всех учащихся школы. Центром Общества, его главным штабом стал школьный краеведческий музей.

Маршруты походов удлинялись, круг интересов расширялся, не иссякала тяга к приобретению знаний, новых навыков и умений и у школьников, и у руководителей – единомышленников, коллег, работавших рядом с Леонидом Тимофеевичем Агарковым. Расширился круг общения, выйдя за рамки райцентра и области. В Раздорской средней школе кипела жизнь, не затихая ни после занятий в классах, ни на школьные каникулы, ни в праздники, ни в будни.

«На первых порах, в дни школьных торжеств, сборы юных следопытов превращались в кратковременные выставки, затем был создан краеведческий уголок, а в 1956 году – открыт краеведческий музей с различными отделами».

В конце 60-х годов в стране менялись административные границы районов.

В 1965 году райцентр ушел из станицы. Хлопотами Л.Т.Агаркова и школы под школьный музей выделили бывшее здание райкома партии, двухэтажный кирпичный особняк. В нем и разместилась новая экспозиция школьного музея, методический кабинет по детскому туризму и краеведению и штаб ОЮИРК. К тому времени школьный музей насчитывал более 3,5 тыс. экспонатов, из которых более тысячи находились в экспозиции.

Экспозиция музея была представлена отделами:

•  Отдел природы.

•  Отдел дореволюционной истории края.

•  Отдел предметов вооружения и нумизматики.

•  Отдел боевой и трудовой славы советского народа.

Фонды школьного музея пополнялись не только вещественными предметами природы, археологии, этнографии периода Гражданской войны, Великой Отечественной войны; документами текущей эпохи. Собирались документальные материалы о людях, чье творчество и биография связаны с Донским краем, со станицей Раздорской, материалы и коллекции документов о событиях значимых для края и страны. В экспозиции школьного музея появились разделы:

•  о творчестве В.И.Сурикова;

•  о ветеранах и боевом пути 5-го Донского Казачьего Кавалерийского корпуса;

•  о подвиге Эрдни Тельджиевича Деликова.

Среди людей, сотрудничавших с музеем, значилось около ста почетных краеведов из числа ветеранов войн, труда и других интересных людей. Музей пользовался широкой популярностью, его посещали. В 1969 году на базе Раздорской средней школы прошел семинар в рамках Всероссийского научно-практического совещания по вопросам совершенствования учебного процесса при переходе на новые программы и учебники.

«В школьном краеведческом музее побывали руководители детских экскурсионно-туристских станций со всего Советского Союза, более 150 человек».

«Хотя по количеству экспонатов, их ценности и значимости проводимой работы, музей давно перерос рамки школьного, он долгое время оставался школьным...

Л.Т.Агарков руководил музеем на общественных началах, совмещая эту работу со своей основной педагогической деятельностью. Площадь, занимаемая музеем, составляла около 100 кв. м., в том числе под экспозицией находилось около 70 кв. м.»

В справке-информации о школьном краеведческом музее Л.Т.Агарков обращает внимание на учет экспонатов, на его значительное улучшение и регулярность. Говорит о том, что музей нуждается в оборудовании хранилища и специальном обслуживании.

Большое видится на расстоянии. Судьба школьного музея, а ныне Раздорского музея-заповедника складывалась непросто, порой драматично. Об этом будет другой рассказ.

А мы вернемся к истокам. Педагогическая деятельность, краеведческие изыскания, музейное дело, литературная работа, туризм – как спорт и средство воспитания, все переплелось в жизни и работе Леонида Тимофеевича, дополняя друг друга.

Вновь обратимся к письму Чугуевской В.С. Характеризуя Леонида Тимофеевича как учителя-педагога, классного руководителя и как человека, она отмечает, что он «...пользовался в классе непререкаемым авторитетом, ...уважал в каждом ученике личность, и дети чувствовали это и платили благодарностью...

...И сам он был Личностью неординарной. Честный, принципиальный, справедливый, он не декларировал своих убеждений, он просто жил в соответствии с ними. Сделок с совестью он не знал. Он никогда не шел к цели любым путем лишь бы добиться ее осуществления. Шел только честно и прямо.

Он мог не соглашаться с кем-то или с чем-то, но мы не могли вспомнить ни одного случая, чтобы он говорил о ком-то презрительно или с чувством превосходства, с раздражением. Вспоминали с восхищением его способность быть над бытом. Вещи, деньги не имели над ним никакой власти. К одним книгам только он имел интерес: ценил хорошую книгу, собирал.

...Вспоминали, как многие люди его уважали и любили. Но было и другое. Он часто наталкивался на элементарную зависть, на непонимание, противодействие и даже предательство. Можно было только поражаться его мудрому мужеству, когда после очередного «удара под дых» он спокойно работает, улыбается, загорается новой идеей или «раскапывает» очередной исторический факт.

Вспомнили, каким он интересным собеседником был, как много знал по истории края, по его экономике, геологии, культуре.

Наконец, каким примерным отцом и мужем он был.

...Свой земной путь он прошел достойно, дай Бог всякому. И пусть земля ему будет пухом. А мы, все, кто знал его, любил, уважал, будем его помнить, пока будем на этой земле...»

* * *

Прошло время, изменилась жизнь, страна и общество. Школьный краеведческий превратился в государственный этнографический музей-заповедник. Собранные школьниками коллекции и материалы получили вторую жизнь.

География контактов сотрудников уже давно вышла за рамки области и страны.

Но это уже другой рассказ и следующая страница истории. Будем надеяться, что, развивая и совершенствуя свою деятельность, Раздорский этнографический музей-заповедник начнет работу по подготовке к печати творческого наследия Л.Т.Агаркова и выпустит сборник его работ по краеведению, сборник методического материала по организации школьного краеведения и туризма.

Работа с архивом Л.Т.Агаркова продолжается, надеемся, что появятся публикации об итогах этой работы, заинтересующие учителей, краеведов, любителей истории.

Для более подробного ознакомления с материалами и документами по выше изложенным темам РЭМЗ приглашает на свои выставки нынешние и будущие.

В середине прошлого XX века юные следопыты со своим учителем избрали девиз: «Искать, узнавать, открывать!».

Выросли ученики Л.Т.Агаркова, избрав самые разные профессии, среди которых есть и продолжатели его дела. Уверена, что этот девиз для них и сейчас актуален, только смысл его стал шире и глубже.


Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик