Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Знаменитые люди России в станице Раздорской
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Статьи Л.Т.Агаркова о донском крае

Дон – земля российских бунтарей

- 1   2   -

«Велик тот народ, который постоянно ощущает живую связь со своей историей, может брать всё лучшее из своих традиций и делать это достоянием сегодняшнего дня», – говорил Л.И. Брежнев на открытии мемориального комплекса в Киеве 9 мая 1981 года.

Советский народ дорожит революционными, трудовыми и боевыми традициями предшествующих поколений. Он помнит и чтит бесстрашных борцов России против угнетения и рабства.

В освободительной борьбе русского народа против угнетателей заметная роль принадлежит жителям донского края. Да и сама земля донских казаков была ареной крупнейших антикрепостнических выступлений крестьянских масс.

Возникнув в эпоху определённых общественно-политических условий, характеризовавшуюся не только быстрым ростом русского государства и укреплением его международного авторитета, но и усилением закрепощения крестьян, донское казачество в массе своей сложилось из беглых крепостных крестьян, а также из числа тех, кто искал убежища от расправы царских слуг, от преследования церковников.

Г.В. Плеханов в «Истории русской общественной мысли» упоминает: «Чем больше возрастал гнёт, лежавший на низшем классе Московского государства, тем больше являлось побуждений для побега и тем многочисленнее становилось население по берегам казачьих рек, т. е. Дона и Яика, Волги и Терека». Как отмечает В.И. Ленин, примерно с XVII столетия Россия вступает в новый период своей истории, характеризующийся «фактическим слиянием ... областей, земель и княжеств в одно целое» на базе формирования единого всероссийского рынка и создания буржуазных «национальных связей».

К этому времени крестьяне России были закрепощены окончательно. Уложение 1649 года навечно лишило их личной свободы. Малые народы насильно обращались в христианство. Повсеместно были введены телесные наказания, непосильные налоги, барщина. Все это толкало крестьян к массовым побегам. На Дону продолжало расти население за счёт «пришлых людей», несмотря на строгие запреты властей.

Уходя на территорию «Дикого поля» крестьяне искали не только свободы, лучшей жизни, но и уносили с собой протест против притеснения, ненависть к угнетателям, бунтарский дух против существующего строя. Антикрепостнические настроения среди жителей Дона на протяжении последующего времени не затухали, а обострялись всё новыми мерами центральной власти, освежались в памяти рассказами вновь прибывающих на Дон партий беглых. Именно поэтому сложилось так, что несколько столетий подряд Дон поставлял России народных героев, становившихся грозой для царей, обитателей дворцов и палат.

Нетленным примером массового героизма является крестьянская война угнетённых народов России под руководством Степана Разина, который уже тогда, в XVII веке, стремился заменить крепостную систему народовластием: «За дело, братцы! – говорил он, – Ныне отомстите тиранам, которые держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришёл дать вам свободу».

Как созвучны этому высказывания В.И. Ленина в работе «К деревенской бедноте», хотя они относятся к более позднему периоду: «Наконец не стерпели и крестьяне. Весной прошлого, 1902 года, поднялись крестьяне Полтавской, Харьковской и других губерний и пошли на помещиков, отпирали их амбары, делили между собою их добро, давали голодным хлеб... Крестьяне не вынеси безмерного угнетения и стали искать лучшей доли. Крестьяне решили, – и решили правильно, – что лучше умирать в борьбе с угнетателями, чем умирать без борьбы голодной смертью. Но крестьяне не добились лучшей доли. Царское правительство объявило их простыми бунтовщиками и грабителями (за то, что они отбирали у грабителей помещиков крестьянами же посеянный и убранный хлеб!), царское правительство послало против них войско, как против неприятелей, и крестьяне были разбиты, в крестьян стреляли, многих убили, крестьян пересекли зверски, засекали до смерти, истязали так, как никогда турки не истязают своих врагов христиан».

Ленин высоко ценил Разина. Великий вождь трудящихся одобрил включение Разина в число борцов за свободу народа, заслуживающего увековечивания путём установки монументов в память о них. Об этом свидетельствует и речь Ленина произнесённая 1 мая 1919 года на открытии временного памятника Разину в Москве на Лобном месте, где перестало биться сердце российского бунтаря.

М.М. Эссен, профессиональная революционерка, близко знавшая Ленина, жившая в его семье, вспоминает: «Владимир Ильич обладал довольно приятным, несколько глуховатым голосом и очень любил попеть в хоре и послушать пение. Репертуар наш был довольно разнообразен ... Нравились Владимиру Ильичу песни Сибири – «Ревела буря». «Славное море, священный Байкал» – и песнь о Степане разине – «Есть на Волге утёс». Особенно отчётливо пелся куплет:

Но зато, если есть на Руси хоть один,
Кто с корыстью житейской не знался,
Кто неправдой не жил, бедняка не давил,
Кто свободу, как мать дорогую любил,
И во имя её подвизался,
Пусть тот смело идёт, на утёс тот взойдёт
И к нему чутким ухом приляжет:
И утёс-великан всё, что думал Степан,
Всё тому смельчаку перескажет...

Таким образом борьба Разина явилась могучим источником патриотизма для последующих поколений борцов за социальную справедливость, таких, как Кондрат Булавин и Емельян Пугачёв – народных вождей XVIII века и их дальнейших последователей.

В своих высказываниях Кондрат Булавин в качестве классовых врагов восставших крестьян и казаков прямо называл князей, бояр, прибыльщиков и других «худых людей». Во всех трудах по истории казачества говорится, что Булавин застрелился. Но совсем недавно доказано, что он был убит предателями, подосланными сговорившейся с царём казачьей знатью. Версия же о самоубийстве преследовала определённую цель: народная молва не сделает самоубийцу героем, а бунт Булавина должен забыться. И действительно, громкая слава имён и Пугачёва, и Разина, не идёт ни в какое сравнение с именем Булавина. Тем не менее, последствия булавинского бунта занимали всех представителей дома Романовых вплоть до 1917 года.

Морем крови залило царское правительство донскую землю. По личному указанию Петра Первого его каратели «многие казачьи городки взяли и выжгли и вырубили без остатку».

Тело же Булавина рассекли на части и насадили на колья.

Уникальным памятником Булавину, не имеющим аналогов в истории, являлась многотысячная казачья община его сподвижников во главе с Игнатом Некрасовым, ушедшая с Дона от царской расправы. Более двухсот пятидесяти лет некрасовцы находились в эмиграции при этом сохранили свой язык, быт, культуру и горячую любовь к своей настоящей Родине. В 1962 году они обратились к Советскому правительству с просьбой о разрешении вернуться на Родину в Советский Союз, которая и была удовлетворена.

- 1   2   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик