Печать Войска Донского Раздорский этнографический музей-заповедник Донское казачество
О музее Археологические памятники Станица Раздорская Донское казачество Имена Контактная информация
 
Статьи Л.Т.Агаркова о донском крае

Сердце Донское

- 1   2   3   4   5   6   7   8   9   -

Усилившаяся крепостная зависимость крестьян, в связи с упомянутым выше законом, принятом при Федоре, влечет за собой бегство их на окраины России, пополняет казачьи ряды. Растет в народе недовольство Годуновым.

Донские казаки терпели большие притеснения от Бориса Годунова. На Дону все чаще появлялись его воеводы. Еще в 1594 году он посылал в Раздорский городок грамоту, содержавшую приказ заключить мир с Азовом, запрещавшую казакам совершать походы на Азов («хотя бы вам какая досада от Азова будет учиняться»). В случае неисполнения требования Годунов грозил казаков лишить жалования. (История Донского края. Ростиздат. 1971, с. 37). В этот же год Годунов послал на Дон дворянина Петра Хрущева и предлагал донцам принять его в своей столице Раздорах в качестве головы, но вольные казаки категорически отвергли домогательства Москвы (Р.Г. Скрынников. «Самозванцы в России в начале XVII века». Новосибирск. 1987, с. 67). В ответ на это сношения Московского государства с Донским Войском были прерваны, а порубежные русские города закрыты для торговли с Доном.

Казаки понимали, что вольностям их приходит конец. Появление в это время слухов о том, что царевич Дмитрий, сын царя Грозного, чудом спасся и находится в Польше, в Раздорах было встречено с большой радостью и надеждой на восстановление былых свобод для казачества в случае воцарения последнего на российский престол.

Имеются сведения, что самозванец и сам пытался склонить казаков на свою сторону и с этой целью ездил в Сечь. Он просил запорожцев «насодить его на Путивле», самом крупном городе Северской земли, после чего обещал их щедро пожаловать.

Однако самозванцу в этот раз привлечь Сечь на свою сторону не удалось, но... Запорожцы помогли ему установить связи с донскими казаками. Осенью 1603 года послы самозванца посетили Раздоры на Дону. «Царевич» обещал донцам волю, и те немедленно отозвались на его обещание.

- Писал ты до нас, – значилось в казацкой отписке, – святой памяти отца своего и нашего прирожденного царя... Иоанна Васильевича... относительно полных вольных лет.

Донцы были первыми в России, кто решительно заявил о поддержке «законного монарха». «Мы, холопы твои, подданные государя прирожденного, все радуемся такому долгожданному утешению...»

Слухи о чудесном спасении Дмитрия подготовили почву для признания самозванца. Казаки поверили тому, что давно ждали. Их ответ «государю» был проникнут удивительной наивностью. В заголовке казачьей грамоты читаем: «По воле и благословению бога дарованному государю царевичу, воскресшему, как Лазарь из мертвых» (старина и новизна М-1911, Кн. 14, с. 413).

Обещания «полных вольных лет» при всей их неопределенности произвели на донцов почти магическое действие, и тотчас молва о чудесном спасении царевича начала трансформироваться в утопию о «добром царе».

В элементарном курсе Русской истории К.И. Добрынина (М., 1912, с. 104) говорится о том, что когда слухи о появлении в Польше самозванца дошли до Москвы, Годунов употребил все средства, чтобы разоблачить обман. В Польшу и во все концы русской земли были разосланы грамоты, в которых сообщалось, что Лжедмитрий есть никто иной, как беглый монах Гришка Отрепьев....«Но чем больше старались разуверить народ в справедливости слухов о появлении в Польше Дмитрия, тем упорнее народ верил тому, что самозванец – истинный царевич».

Казачий круг, проходивший на майдане Раздорского городка, постановил признать прирожденного государя, а атаманы Андрей Карела и Михайло Межаков взялись доставить приговорную грамоту «Дмитрию». Однако миссия эта завершилась провалом. Донцы были взяты под стражу, а находившийся в их руках пакет попал к черкасскому старосте князю Янушу Острожскому. Князья Острожские знали беглого московского инока и считали его обманщиком. Они не желали войны с Россией, но более всего боялись нового взрыва казацких восстаний на Украине. Допросив Карелу, князь Януш дознался, что на помощь «царевичу» скоро придут две тысячи донцов и других, «злодеев». Встревожившись, воевода обратился с письмом к королю (Сигизмунду III). Он предлагал с помощью военных мер пресечь назревавшее «воровство», в результате которого казаки «соединившись, или вторгнутся в московскую землю, или получат возможность произвести великие беспорядки на Украине» (там же, с. 431). В последующих письмах Острожский выражал опасения, что казаки, поддерживающие царевича, того и гляди, затеют бунт, наподобие бунта Наливайки (руководитель антифеодального крестьянско-казацкого восстания 1594-96 – Л.А.). Арест атамана Карелы и других послов Войска Донского помешал получить самозванцу своевременную помощь от вольных казаков с Дона. Однако по настоянию короля Острожский освободил донских посланников из-под стражи и отпустил их домой.

Вскоре из Самбора (город в Львовской области), где находился Отрепьев у Юрия Мнишек, на Дон выехал Литвин Счастливый – Свирский с запорожцами. Он отвез донцам «царское» знамя – красное полотнище с черным двуглавым орлом посредине. У Карамзина читаем: «Зная свойство мятежных донских казаков, зная, что они не любят Годунова, казнившего многих из них за разбой, Лжедмитрий послал на Дон Литвина Свирского с грамотою; писал, что он сын первого царя белого, коему сии вольные христианские витязи присягнули в верности, звал их на дело славное: свергнуть раба и злодея с престола Иоаннова. Два атамана А. Карела и М. Нежаков (он же Межаков. – Л.А.) спешили видеть Лжедмитрия, видели его честимого Сигизмундом, вельможными панами, и возвратились к товарищам с удостоверением, что их зовет истинный царевич. Удальцы донские сели на коней, чтобы присоединиться к толпам самозванца. На берегах Волги донские казаки разбили окольничего Семена Годунова, посланного в Астрахань, и захватив несколько стрельцов, отпустили их в Москву с таким наказом: «Объявите Борису, что мы скоро будем к нему с царевичем Дмитрием» (Русская хрестоматия, М., 1903, с. 87-88). Между тем, московские власти вновь направили на Дон дворянина Петра Хрущева с тем, чтобы предотвратить смуту среди донских казаков, однако те связали царского посланника и отвезли в Польшу, где выдали Отрепьеву. Хрущев рассказал, что должен был склонить донцов к участию в войне с царевичем. Вот что об этом сообщает Карамзин: «Уже расстрига (15 августа) двинулся со своими дружинами к берегам днепровским и стоял в Сокольниках: Хрущев, представленный ему в цепях, взглянул на него... залился слезами и пал на колени, воскликнув: «Вижу Иоанна в лице твоем: я твой слуга навеки».

Князья Острожские – Василий (Киевский воевода) и Януш – опасались, как бы соединение воинства самозванца с казаками не вызвало казацко-крестьянского восстания по всей Украине. Расположив свои войска к югу от Киева, князь Януш перерезал пути, которые вели через Запорожье на Дон.

Войско самозванца насчитывало едва ли полторы тысячи исправных воинов, конников, и пеших, если не считать толпы черни, не организованной и плохо вооруженной. К ним близ Киева присоединились две тысячи казаков, приведенных Свирским с Дона. Вот как описана эта сцена встречи в упомянутой пушкинской трагедии.

На вопрос самозванца к казачьему атаману – ты кто? Андрей Карела ответил:

«Казак. К тебе я с Дона послан.
От вольных войск, от храбрых атаманов,
От казаков верховых и низовых,
Узреть твои царевы ясны очи
И кланяться тебе их головами».
Самозванец радуясь пополнению:
- Я знал донцов.
Не сомневался видеть
В своих рядах казачьи бунчуки.
Благодарим Донское наше войско.
Мы ведаем, что ныне казаки
Неправедно притеснены, гонимы,
Но если бог поможет нам вступить
На трон отцов, то мы по старине
Пожалуем наш верный вольный Дон».

Сюда же прибыли толпы вольницы киевской и северской и 16 октября перешли границу России. Лишь только тогда Борис стал решительно готовиться к обороне.

«Лжедмитрий шел с мечом и манифестом: объявлял россиянам, что он, невидимою десницею Всевышнего устраненный от ножа Борисова и долго сокрываемый в неизвестности, сею же рукою введен на театр мира под знаменами сильного, храброго войска, и спешит в Москву взять наследие своих предков, венец и скипетр Владимиров, напоминал всем чиновникам и гражданам присягу, данную ими Иоанну: убеждал их оставить хитрого Бориса и служить государю законному, обещал мир, тишину, благоденствие, коих они не могли иметь в царствование злодея богопротивнаго». (Карамзин. Русская хрестоматия, с. 90).

18 октября жители и воины Моравска встречали Лжедмитрия хлебом-солью, 26 октября самозванцу покорилась столица древних Ольговичей – Чернигов. Здесь его радостно приветствовали криком: «Да здравствует государь наш Дмитрий». И лишь Новгород-Северский благодаря кипучей деятельности князя Петра Федоровича Басманова 11 ноября встретил Лжедмитрия в первый раз, в соответствии с его заслугами, ядрами и картечью.

На заверение прислужника самозванца ляха Бучинского о том, что царь и великий князь Дмитрий готов быть отцом воинов и жителей города, если ему сдадутся, ответил; «Великий князь и царь в Москве, а ваш Дмитрий разбойник сядет на кол вместе с вами». Басманов давал пример мужества многим знатным россиянам, часто ставившим свои корыстные цели выше государственных. Но без боя переходят на сторону мнимого царевича Путивль, Рыльск, Севск, Борисов, Белгород, Валуйки, Оскол, Воронеж, Кромы, Ливны, Елец. Вся южная Россия встала против Бориса.

Басманов проявляет не только мужество, но и полководческий талант: заключает перемирие с самозванцем, чтобы потом, оказавшись в его тылу в самый неподходящий момент, заставить противника прекратить битву.

Борис высоко оценил подвиг Басманова, но вместо того, чтобы поставить его во главе своего войска, вызывает в Москву, посылает навстречу знатнейших государственных сановников и великолепные сани для торжественного въезда героя в столицу, из собственных рук вручает ему золотое блюдо с червонцами, 2000 рублей и множество серебряных сосудов, доходное поместье и сан боярина Думного. «Царь отнял лучшего воеводу у рати и сделал, кажется, новую ошибку, избрав Шуйского в начальники», – пишет Карамзин.

- 1   2   3   4   5   6   7   8   9   -

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru
Струг
На главную           Карта сайта
© Раздорский этнографический музей-заповедник
Web-дизайн Татьяна Ладик